Что общего у шоу «Голос.Дети» с выборами
Электронное голосование может вызвать большие сомнения в честности их результатовУскоренное принятие законопроекта об электронном голосовании на выборах депутатов Мосгордумы вызывает сомнения в кристальной честности предстоящей кампании. На фоне скандала с отменой итогов конкурса «Голос.Дети» на «Первом канале» инструменты проверки итогов удаленного голосования выглядят недостаточными.
Госдума приняла во втором чтении законопроект об электронном голосовании на предстоящих осенью выборах депутатов Мосгордумы. Вероятно, депутаты торопятся протестировать механизм в столице, чтобы запустить его во всероссийском масштабе на думских выборах 2021 г. Новеллу одобрили, несмотря на критику экспертов, указывавших на недостаточность инструментов, гарантирующих защиту от накруток и манипуляций при подсчетах результатов.
Принятие законопроекта случайно совпало с заявлением «Первого канала» об отмене итогов шестого сезона конкурса «Голос.Дети». В заявлении телеканала отмечается, что проверка компании Group-IB подтвердила внешнее воздействие на голосование, которое повлияло на итог шоу, в финале которого по результатам sms-голосования и телефонных звонков победила Микелла Абрамова, дочь бизнесмена Яна Абрамова и певицы Алсу. Проверка показала, что внушительный отрыв дочери богатых и знаменитых родителей обеспечила накрутка голосов. Нечестные, по мнению многих телезрителей, итоги вызвали возмущение в социальных сетях. Авторы сообщений писали, что взрослый цинизм, несправедливость и, возможно, коррупция не должны касаться детей, и обещали больше не смотреть конкурс.
«Первый канал», благополучие которого основано на доходах от рекламы и числа зрителей конкретных передач (шоу стало третьей по популярности программой соответствующей недели), отреагировал на угрозу своей репутации и пообещал провести специальный выпуск «Голос.Дети» с участием всех финалистов и «принять меры к дополнительной защите механизма голосования, чтобы случившееся не повторилось впредь». Официальное заявление канала – «Произошедшее <...> должно стать первым и последним случаем, когда кто-то попытался управлять зрительским выбором» – вызывает аллюзию с организацией отечественных выборов, в том числе и офлайновых, где карусели и вбросы игнорировались или объявлялись «не повлиявшими на итоги». Электронное волеизъявление пока касалось второстепенных вопросов вроде определения самого популярного деятеля отечественной истории или названия аэропортов, но и там не обходилось без странностей, от повторения которых мы не застрахованы при голосовании на выборах.
Впрочем, ситуация изменится, если люди отнесутся к итогам реальных выборов так же серьезно, как к результатам детского музыкального конкурса.