Что общего у протестов в Екатеринбурге, Архангельске и Ингушетии
Недовольство властью, продавливающей принятые без обсуждения решения, прорывается в самых разных местахНедовольство граждан тем, как с ними обращается власть – без обсуждения ставит перед фактом принятого ею, властью, решения, – прорывается наружу все чаще, и причиной для прорыва может стать что угодно.
В ночь с 13 на 14 мая многолетний конфликт вокруг строительства православного храма в Екатеринбурге перешел в острую стадию. Сначала восстановить храм Святой Екатерины, разрушенный в 1930-х, предполагалось на историческом месте, для чего пришлось бы снести фонтан, после протестов горожан от этого адреса отказались. Затем епархия предложила построить его на насыпном острове Городского пруда, но и против этого адреса горожане протестовали. Но и третья предложенная застройщиками площадка тоже оказалась – вот совпадение – одним из любимых горожанами мест отдыха: строительство потребовало бы вырубки больше 200 деревьев, и многие даже не возражавшие против появления в городе еще одного крупного храма (хотя неподалеку уже есть три собора) екатеринбуржцы были против строительства его конкретно «на Драме». Однако этот проект был утвержден: он должен стать подарком городу к 300-летию в 2023 г., его спонсируют владелец РМК Игорь Алтушкин и совладелец УГМК Андрей Козицын и поддерживает областная и городская власть.
13 мая сквер был обнесен забором, что противники строительства храма восприняли как начало строительства. Вечером на стихийный митинг вышли, по разным данным, от 500 до 2000 человек, они сломали забор, в ответ охрана стройки – ЧОП и бойцы клуба единоборств РМК стали бросать в протестующих бутылки. Полиция практически не вмешивалась в происходящее, ни губернатор Евгений Куйвашев, ни мэр Александр Высокинский на место не приехали.
На следующий день, правда, Куйвашев встретился с противниками и сторонниками строительства храма. Но по итогам встречи, сообщил портал 66.ru, Высокинский заявил, что храм все же строить будут в сквере у театра, а сквер устроят в «любом другом» месте. Вечером в сквере собрался новый митинг, забор снова сломали, к 23:00 по местному времени, по данным Ura.ru, было задержано 12 человек.
Едва ли это конец истории. В конфликте сошлось слишком много составляющих: и недовольство конкретно строительством собора, и недовольство поведением власти в этой истории, и, вероятно, общее недовольство властью в целом, масштаб которого показало падение рейтингов всех властных институтов после повышения пенсионного возраста. В Екатеринбурге точкой схождения всех этих линий стал Храм-на-Драме, в Ингушетии, например, – планы властей перекроить административную границу с Чечней без референдума, а в Архангельской области – планы руководства дать построить мусорный полигон в Шиесе без публичного обсуждения. У этих историй общий знаменатель: усиливающаяся готовность граждан к протестам против решений не слышащей и не слушающей их власти. Власть не умеет разговаривать с гражданами – а часто и не считает нужным, попытки диалога если и предпринимаются, то слишком поздно и в любом случае оказываются безрезультатными, а значит, новые конфликты и протесты неизбежны.