Взлеты ракет и посадки ученых

Аресты и посадки ученых создают атмосферу страха, мешающую технологическому рывку

Не утихающая шпиономания и демонстративно суровое обращение с оказавшимися под следствием учеными препятствуют развитию творческого потенциала отечественных исследователей и могут негативно сказаться на реализации государственных планов прорывного развития высокотехнологичных отраслей.

13 мая обвиняемого в госизмене научного сотрудника ЦНИИмаша 75-летнего Виктора Кудрявцева из СИЗО «Лефортово» перевели в 20-ю горбольницу, пока – для обследования. Его адвокат Иван Павлов считает, что перевод связан с решением Европейского суда по правам человека от 19 апреля, который потребовал применить к Кудрявцеву срочные меры для сохранения жизни, обеспечить его лекарствами и направить для лечения в больницу, не связанную с пенитенциарной системой. Замдиректора ФСИН Валерий Максименко не исключил, что после обследования ведомство будет ходатайствовать об освобождении Кудрявцева из-под стражи по состоянию здоровья.

Это хорошая новость для ученого и его близких, но она не снимает проблему рефлекторного недоверия спецслужб к ученым. Обоснованность обвинений Кудрявцева в госизмене – передаче сведений партнерам из Бельгии в письмах – вызывает сомнения. Сотрудничество между ЦНИИмашем и бельгийским институтом одобрило правительство, что предполагает детальную проработку соблюдения гостайны. Результаты совместных исследований публиковались в открытой печати. Кроме того, ФСБ обвинила ученого в госизмене в июле 2018 г., спустя пять лет после отправки им писем, которые следствие считает доказательством передачи госсекретов. Дальше дело развивалось по законам жанра: чтобы получить нужные показания, заслуженного и серьезно больного человека отправили в СИЗО и держали там, несмотря на ухудшение здоровья, петиции и письмо президента РАН Александра Сергеева омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой смягчить меру пресечения.

Дело Кудрявцева – одно из проявлений сгустившейся атмосферы шпиономании, нагнетаемой сверху (вспомним слова руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина о вредительстве как одной из причин неудач отрасли). В октябре 2016 г. Мосгорсуд приговорил другого сотрудника ЦНИИмаша – 75-летнего Владимира Лапыгина – к семи годам строгого режима за госизмену. Аресты заслуженных ученых по неочевидным делам – сигнал молодым: ваши достижения не помешают вас посадить. Растущее число осужденных за разглашение гостайны и ее незаконное получение отражает специфическое понимание спецслужбами международных контактов, необходимых для развития науки. Изоляция и аресты ученых вряд ли помогут совершить технологический рывок, о котором говорят первые лица, – если, конечно, ракеты нужны нашей стране не только в виде здания «Роскосмоса».

Антон Новодережкин / ТАСС