Шелупонь и губернатор

Архангельские мусорные протесты политизируются из-за неумения властей общаться с избирателями

Неумение содержательно обсуждать сложные вопросы и презрение к простым гражданам характерны для многих нынешних управленцев. Точечными увольнениями особо отличившихся проблема едва ли решается, но на фоне повысившегося градуса общественного недовольства по стране в целом обострение конфликта с населением может стоить бюрократам карьеры.

В Архангельской области новый виток скандала вокруг строительства мусорного полигона, куда предполагается вывозить столичные отходы: многочисленные по местным меркам акции протеста продолжаются, в выходные в центр Архангельска вышло больше 3000 человек. Недовольство жителей региона появлением полигона уже проявилось в серии митингов осенью и зимой 2018–2019 гг. В февральских акциях в Архангельске участвовало около 7000 человек, в Северодвинске – 9000, в Котласе – 2000, сообщала местная пресса. Все это время местные власти пытались убедить жителей области в пользе проекта – что «мусорные» деньги московской казны позволят построить социальные объекты и отремонтировать дороги. Такой размен показался гражданам неубедительным, но губернатор Игорь Орлов протесты предпочел проигнорировать. На встрече в Северодвинске на заявление о негативном отношении 96% жителей к строительству полигона он ответил: «Ну их на фиг, эти цифры <...> я знаю, что я прав <...> а всякая шелупонь, которая здесь никто и звать никак, пытаются меня назвать непонятно кем. 20 лет я на этой земле, и мне плевать на их рейтинги и голосования» (цитата по сайту северодвинского телеканала СТВ).

Реплика Орлова в очередной раз продемонстрировала системную проблему российских бюрократов: неумение общаться с гражданами, усугубленное бюрократическим высокомерием. За годы отсутствия политической конкуренции оно поразило и кабинетных чиновников, и политуправленцев, разучившихся внятно и спокойно разъяснять гражданам политику властей. Они не считают граждан субъектами политики, видят в их негативной реакции проявление активности мировой закулисы, недооценивают скорость, с которой их высказывания распространяются среди людей, отмечает политолог Андрей Рябов.

Такая реакция на недовольство граждан только усугубляет ситуацию и политизирует протесты. В марте 2018 г. подмосковного губернатора Андрея Воробьева жители Волоколамска, вышедшие на мусорный митинг, проводили градом снежков. В воскресенье на митинге в Архангельске протесты против полигона дополнились призывами оппозиции к отставке Орлова. Полиция была лояльна к участникам несанкционированного митинга.

Неудачное выступление может дорого обойтись Орлову, Кремль сейчас обращает внимание на коммуникативные навыки руководителей, говорит политолог Евгений Минченко. Выборы Орлову предстоят только в 2020 г., но Кремль теперь не всегда дожидается окончания срока полномочий непопулярных глав. Любопытно, заметят ли заявление Орлова в «Единой России», этический кодекс которой предписывает «не допускать высказываний, унижающих достоинство людей».