Как сберечь народ

Снизить уровень смертности населения непросто, но все же легче, чем повысить рождаемость

Государство обеспокоено медленным снижением смертности на фоне снижения рождаемости. Сгладить последствия демографических провалов можно попытаться за счет повышения качества жизни среди населения трудоспособных возрастов.

В среду вице-премьер, куратор социального блока Татьяна Голикова, выступая в Госдуме, посетовала на неблагоприятную демографическую ситуацию в стране. По словам Голиковой, смертность в России снижается медленно, в 2018 г. в целом по стране она не изменилась по сравнению с 2017 г., а в 32 регионах – это почти 40% от их общего числа (85) – выросла. Ситуация ухудшилась не только в малонаселенных Чукотке и Ненецком округе, но и в Москве, Подмосковье и Татарстане. Смертность там увеличилась незначительно (от 0,7 до 1,7%), но на фоне продолжающегося сокращения рождаемости (на 5,4% по сравнению с 2017 г. и на 17,6% – с 2015 г.) сохранение ее нынешнего уровня может привести к ускорению депопуляции из-за снижения миграционного прироста.

Голикова предложила повлиять на ситуацию двумя способами: стимулировать рождение первых детей молодыми женщинами (чтобы они успели потом родить второго и третьего ребенка) и обратить внимание на снижение смертности. Выступление вице-премьера объяснимо: «сбережение народа» – одна из главных идей Владимира Путина, в послании к Федеральному собранию президент заявил о возможности вернуться к 2023–2024 гг. к естественному приросту населения. Это маловероятно: в фертильный возраст вступило малочисленное поколение «детей 90-х». Поздние рождения – мировая тенденция, попытки стимулировать беби-бум за счет юных, не получивших образования и опыта работы женщин могут обернуться в будущем дополнительными расходами на содержание и воспитание детей в малообеспеченных семьях.

Стабилизировать численность населения более вероятно за счет снижения смертности. Это непросто из-за многочисленности уходящего из жизни послевоенного поколения, но здесь у государства больше возможностей влиять на ситуацию, повышая качество жизни. В 2015–2017 гг. смертность трудоспособного населения снизилась с 547 до 481 человека на 100 000 человек соответствующего возраста, но остается существенной проблемой. Смертность в трудоспособном возрасте может существенно отличаться даже в соседних регионах: в частности, в 2017 г. в Белгородской области смертность трудоспособного населения составила 409,5 человека на 100 000 населения, тогда как в Курской – 555,3; в Томской – 486, а в Кемеровской – 692. Такую разницу вряд ли можно объяснить только вредными привычками и хозяйственной специализацией. Многое зависит от стремления региональных властей повышать качество и доступность медицины, в том числе и для жителей глубинки.

Андрей Гордеев / Ведомости