Чем опасна игра против Кремля на выборах
Уголовное дело Виктора Ишаева должно отбить у региональных тяжеловесов желание поддерживать альтернативных кандидатовСиловики – Следственный комитет и ФСБ – главные ньюсмейкеры последних дней: сначала экс-министру Михаилу Абызову, а следом экс-губернатору, экс-министру и экс-полпреду президента Виктору Ишаеву предъявлены обвинения в мошенничестве. Оба отставники, пусть и разных призывов, – их дела дают понять, что сегодня даже беспроблемная отставка не гарантирует спокойной жизни, особенно если «почетный пенсионер» в реальности остается активен в своем регионе и ведет там свою игру.
Ишаев, в отличие от Абызова, пришел во власть в кажущиеся сегодня бесконечно далекими 90-е: он возглавил Хабаровский край еще в 1991 г., а закончил карьеру на госслужбе министром – полпредом президента Дмитрия Медведева. Перейдя после отставки в 2013 г. на спокойное место советника – вице-президента «Роснефти», Ишаев, однако, сохранил влияние и власть в регионе, которым он руководил 18 лет, и в 2018 г. поддержал на губернаторских выборах не действующего губернатора, а его соперника от ЛДПР Сергея Фургала. Фургал выиграл выборы, хотя поначалу казался безобидным спарринг-партнером, – избиратели проголосовали против власти. Игру на другой стороне поля Кремль, похоже, и не простил Ишаеву – и показательное наказание для политика, в непростые для власти времена ведущего свою игру в регионе, должно стать внятным сигналом для тех, кто может задумать повторить опыт раскольника на осенних выборах, которые, как ожидают эксперты, тоже будут непростыми для Кремля (в самом Хабаровском крае тоже пройдут выборы, в том числе депутатов заксобрания и городской думы Хабаровска, а также довыборы в Госдуму). Уголовное дело – это эффектная, но крайняя мера: Виктору Толоконскому, тоже экс-губернатору и экс-полпреду, который накануне выборов губернатора в Новосибирской области стал советником потенциального кандидата от КПРФ Анатолия Локотя, хватило вызова в региональный СКР в качестве свидетеля по делу о мошенничестве. Следом за Толоконским, ушедшим с должности советника Локотя, от участия в кампании отказался и сам Локоть.
Но в официальном обвинении все это отсутствует. То, что формальный мотив уголовного преследования едва ли совпадает с реальным политическим мотивом, проступает через нарочито странную, до комичного, фабулу обвинения: Ишаева, много лет бывшего влиятельнейшим человеком в регионе, обвиняют в том, что он злоупотребил доверием «Роснефти», сдав в 2014 г. в аренду дальневосточному подразделению нефтяной компании офис площадью 280 кв. м по завышенной ставке, офис принадлежал родственникам Ишаева (при этом поначалу даже представитель «Роснефти» не связывал задержание Ишаева с работой компании). Размер ущерба СКР оценил в 5,7 млн руб. за пять лет – это, по словам самого Ишаева, только «маленькая часть» его зарплаты, но для Уголовного кодекса – особо крупный размер. За это, конечно, наказывают, но не всех и не всегда, зато непременно припомнят тем, кто забывает, что демонстрировать лояльность и шагать в ногу с Москвой нужно пожизненно.