Неуловимая недвижимость, земля и их хозяева
Правительство намерено провести полную инвентаризацию в стране, но прежние попытки не удавалисьПравительство задумало провести полную инвентаризацию недвижимости и земли в России, заявил 21 марта министр экономического развития Максим Орешкин. Далеко не первая попытка хоть как-то понять, кто и чем владеет в стране, но решение этой задачи требует большего политического ресурса, чем есть у правительства.
В стране много объектов, которые в реальности не имеют законных владельцев или эта информация государству неизвестна, констатировал Орешкин. Правительство же, продолжал министр, хочет понимать о каждом объекте, какие у него характеристики, кто владелец. По данным фонда «Хамовники», в России не оформлено порядка 20% дорог, около 90% кладбищ, от 30 до 60% остальных типов имущества (водопроводов, канализации и т. д.), говорит социолог Ольга Моляренко.
Российскую экономику в ближайшие годы ждет стагнация, правительство ищет, чем пополнять бюджет, – а расширение налогооблагаемой базы сулит государству неплохие поступления. Федеральный центр, очевидно, хочет достроить вертикаль власти до местного уровня, чтобы всюду собирать и перераспределять ресурсы, в данном случае денежные.
Задача полной инвентаризации ставилась правительством не раз – и все безуспешно, напоминает Моляренко: власти начинали по-новому межевать землю, оформлять участки и т. д., что приводило лишь к появлению еще одного массива данных – ничем не лучше прежних. В него попадала небольшая часть объектов – до 30% существующих, что усугубляло проблему, продолжает Моляренко, так как новая база данных не стыковалась – ни методологически, ни по объектам – с имеющимися.
В правительстве рассчитывают, видимо, на цифровизацию: нужно, сказал министр Орешкин, искать «новые инновационные подходы». Понадобится очень много денег, цифра, возможно, и позволит сэкономить, но многих институциональных проблем не решает. Например, будет ли новая база основываться на уже имеющихся (с огромным количеством ошибок) или все-таки будет создана с нуля, рассуждает Моляренко. Не факт, что желание правительства повысить прозрачность всех объектов всех уровней для федерального центра будет поддержано на местах. Руководители в регионах в основном хотели бы, чтобы вся система учета была ясной, продолжает исследовательница, но есть и примеры, когда местные элиты не заинтересованы в легализации, например, свалок или канализации в городах у моря. Многим надоела неразбериха, которая возникла в том числе из-за усложняющихся правил легализации объектов как раз в результате этих инвентаризаций, заключает Моляренко.
Возможно, история повторится. Не зря Орешкин предупредил, что подобная задача не может быть решена за один год.