Где Кремлю найти новые козыри

Первый год четвертого срока Владимира Путина оказался сложным, но помогло отсутствие громких протестов

Первый год четвертого, по действующей Конституции последнего срока президентства Владимира Путина нельзя назвать определяющим для понимания, как Кремль представляет себе пути решения проблемы 2024 г. Вызовы, с которыми режим столкнулся за этот период, не угрожают его стабильности, но ее обеспечивают не самые надежные на сегодня факторы, что может спровоцировать повышение аппетита к рискованным решениям. К такой оценке пришли в своей работе, посвященной первому году четвертого срока Путина, эксперты «Либеральной миссии». Они диагностировали текущее состояние как «окапывание» без признаков приближающихся прорывов. Но пассивность и инерция едва ли могут подготовить эффективный транзит 2024 г.

Год, начавшийся с победы Путина на президентских выборах с убедительными результатами, закончился фронтальным падением доверия к власти в целом, обнаружившимся как в серии проигрышей власти на региональных выборах, так и в углублении социальной депрессии, простимулированной, но не порожденной повышением пенсионного возраста и ставки НДС. Это, однако, больше вызов, чем угроза стабильности, полагают эксперты фонда. Никаких действительно опасных ситуаций пока еще не возникло.

До выборов 2024 г. еще далеко, но проблема возвращения к высокому уровню поддержки стоит на уровне если не конкретных рецептов, то хотя бы поиска направления, где эти рецепты могут появиться. Мобилизационный потенциал внешнеполитического направления скорее близок к исчерпанию, эксплуатация внутренней повестки пропагандой тоже не столь эффективна, чтобы обеспечить новый подъем на уровне прежних. Проблема в том, констатируют эксперты фонда, что в выборе сильнодействующих средств возвращения поддержки власть ограничена, уже использовав многие козыри во время третьего срока. Внешняя политика перестает интересовать общество, хотя спрос на конфронтационную риторику все еще есть, перспективы резкого и заметного роста экономики и доходов населения неочевидны, попытки заразить общество идеями прорыва с опорой на внутренние силы, судя по соцопросам, показались неубедительными. Это повышает шансы обращения власти к эффектным, но рискованным во всех смыслах решениям, а их подспудное ожидание только увеличивает неопределенность.

Важно, что сравнительное спокойствие 2018 г. было обеспечено в том числе отсутствием какого-либо явного сопротивления Кремлю: ни общество, ни элиты не создали власти поводов для серьезного беспокойства. Невнятный потенциал перерастания пока еще пассивного раздражения в открытое недовольство – одно из неизвестных в уравнении 2024 г., как и «точки сборки» потенциальной оппозиции. Впрочем, и по ту сторону Кремлевской стены ясности на этот счет нет.