Виктор Вексельберг: как победить антисемитизм в ХХI веке
Председатель совета директоров ГК «Ренова», глава попечительского совета Еврейского музея о новой волне нетерпимостиНесколько дней назад министр алии (репатриации) и интеграции Израиля Йоав Галант подверг резкой критике Францию за участившиеся вспышки антисемитизма и призвал французских евреев ради собственной безопасности покинуть страну и эмигрировать в Израиль. Столь радикальное заявление израильского чиновника на фоне резкого роста антисемитских настроений в Европе – тревожный звонок. Еще несколько лет назад мне и, думаю, многим казалось, что антисемитизм остался в прошлом, что в современном, открытом мире невозможна публичная демонстрация подобных взглядов. Но последние события в, казалось бы, вполне благополучных странах Европы, на Украине и в США заставляют серьезно усомниться, действительно ли антисемитизму не нашлось места в XXI в.
В прошлом году в моем родном городе Дрогобыче на Западной Украине открылась хоральная синагога, которую мы с отцом Феликсом Соломоновичем помогли восстановить. Эта синагога середины XIX в. была крупнейшей в Восточной Галиции. Церемония открытия не планировалась ни пышной, ни масштабной, но неожиданно на нее пришло больше 5000 человек. Для 70-тысячного Дрогобыча это огромная цифра, многие семьями приезжали издалека, чтобы увидеть вновь открытый храм.
А несколько недель спустя неизвестные разбили стекла синагоги. Вероятно, вандалов не устроило, что в городе появился действующий еврейский храм, к тому же восстановленный на средства российского бизнесмена. И это лишь одно из проявлений ненависти, с которыми столкнулись евреи Украины всего за последние несколько месяцев. Во Львове была осквернена синагога, на еврейском кладбище в Коломые в Ивано-Франковской области на стене памяти кто-то изобразил человека, бросающего в урну звезду Давида. А в середине февраля изображение свастики появилось на плазменных панелях в торговом молле в центре Киева. Не зря еврейские сообщества по всему миру били тревогу, когда в новогоднюю ночь по улицам украинской столицы прошло факельное шествие.
Недавние происшествия во Франции, где проживает самая большая еврейская диаспора Европы, вскрыли серьезные проблемы с толерантностью и в демократических развитых государствах. В январе 2015 г., когда была расстреляна редакция еженедельника Charlie Hebdo, один из террористов захватил кошерный магазин в Париже, убив четырех человек. В этом году, в конце февраля, неизвестные осквернили около 80 могил на еврейском кладбище в городке Катценхайме в Эльзасе на востоке страны. А согласно недавнему опросу, 44% французских «желтых жилетов» считают, что на мировом уровне существует «сионистский заговор». Немудрено, что дети французских евреев все чаще вынуждены переходить в частные школы, чтобы избежать преследований в публичных школах. Президент Франции Эмманюэль Макрон признал, что случаи антисемитизма в стране в 2018 г. удвоились: за год в стране был совершен 541 антисемитский акт.
И Франция не исключение. В феврале депутат-лейборист палаты общин парламента Великобритании Джоан Райан объявила о выходе из партии из-за «антисемитского расизма, которым заражено руководство».
Самая страшная трагедия в истории евреев США произошла в октябре 2018 г. в американском Питтсбурге, где мужчина открыл огонь в синагоге. Погибло 11 человек. Нападавший, как пишут СМИ, на протяжении долгого времени открыто демонстрировал свою ненависть к евреям в социальных сетях, но никто и не подумал среагировать и попытаться остановить его.
Каждый третий еврей, живущий в Европе, сталкивался с проявлением нетерпимости в свой адрес – такие результаты опроса приводились на круглом столе, посвященном проблеме антисемитизма, который проходил в этом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе при участии председателя Совета раввинов Европы Пинхаса Гольдшмидта. А на одной из панельных дискуссий Мюнхенской конференции по безопасности в феврале вопрос и вовсе был поставлен ребром: «Должны евреи остаться в Европе или уйти?»
В современном мире, с его непрерывным, перенасыщенным информационным потоком подобные сообщения тонут в огромной массе новостей, вытесняются сознанием на периферию. Но они кажутся чем-то незначительным лишь до тех пор, пока трагедия касается кого-то другого, пока она не затрагивает лично нас. Это страшная ошибка, которую уже совершали наши предки в 1930-х гг., не замечая того, что происходило в Германии после прихода к власти национал-социалистов. Важно помнить, к какой катастрофе это привело. Для меня это трагическая страница истории моей собственной семьи. Накануне Второй мировой войны евреи составляли большую часть населения Дрогобыча. Отступая, немцы убили более 15 000 евреев, которых до этого поместили в гетто, среди них почти все мои родственники по линии отца, 17 человек, останки которых покоятся в братской могиле.
В мае в Москве, на территории Еврейского музея и центра толерантности, откроется мемориал, посвященный героям сопротивления в концлагерях и гетто. Он станет символом героизма, который не знает преград, знаком памяти о тех, чьи могилы навсегда остались безымянными. Задача мемориала и музея – передавая будущим поколениям память о катастрофе XX в., предотвратить ее повторение и не пропустить приближение темных времен. Холокост был самым чудовищным проявлением антисемитизма, который начался с запретов и ограничений евреев в правах. И в этой форме антисемитизм выжил даже в СССР после войны. Негласные правила запрещали евреям занимать административные и общественные должности, евреям нельзя было поступить в ведущие вузы. К счастью, современная Россия не унаследовала этот принцип.
Но никто не застрахован от проявлений агрессии – все мы помним нападение на прихожан синагоги на Большой Бронной в Москве в 2006 г. Конечно, сейчас в России в целом уровень антисемитизма ниже, чем в странах Европы и США, но, как показывают исследования, и у нас растет число публичных антиеврейских высказываний, что не может не вызывать тревогу.
Идеи превосходства (национального, религиозного, любого другого) набирают популярность. Поданные в современном духе (как эффектное шествие, оригинальная провокация), они становятся удобным, проверенным и очень действенным инструментом влияния на людей, и им нужен эффективный антидот.
Недавние встречи в Давосе и Мюнхене – часть совместного поиска способов противодействия антисемитизму в современном мире. Я считаю, что эта работа может быть успешно продолжена здесь, в Москве. К ней должны быть привлечены крупнейшие специалисты ведущих музеев, которые хранят память о трагедиях прошлого и знание о маркерах, которые должны помогать распознать предвестия несчастий в будущем. Открытое и свободное обсуждение случаев проявления антисемитизма, их причин и способов борьбы с ними будет очень продуктивным. Оно поможет разработать комплекс мер, направленных на повышение уровня толерантности общества в самых разных странах. Будет правильно, если в создании такой программы поучаствуют крупнейшие музеи мира, миссия которых – хранить память о страшных страницах человеческой истории: Яд ва-Шем – израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма, Еврейский музей в Берлине, Еврейский музей в Нью-Йорке, Мемориальный музей Холокоста в США, Институт визуальной истории и образования Фонда Шоа в Калифорнии, Мемориал Шоа в Париже, Еврейский исторический музей и Дом Анны Франк в Амстердаме. Мы верим, что совместными усилиями мы можем приблизить будущее, не омраченное пороками предыдущих столетий, будущее, в котором нет места нетерпимости и безоблачное для всех и каждого.