Как на госслужбу попадают негодные люди
Аресты Арашукова и Горринга стали следствием избирательной работы кадровых фильтровСкандалы с чиновниками и парламентариями, арестованными по подозрению в тяжких преступлениях, отражают провалы в работе государственных кадровых служб, которые не выполняют роль фильтра, не допускающего на ответственные должности сомнительных кандидатов.
В субботу суд арестовал бывшего первого заместителя директора «Росгеологии» Руслана Горринга, задержанного 7 марта оперативниками ФСБ в аэропорту «Внуково», ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Громкое коррупционное дело чиновника уже не сенсация, любопытнее другое. Как сообщил СКР, Горринг, носивший прежде фамилию Ганижев, в 2011 г. должен был передать подмосковному чиновнику 5 млн руб. от предпринимателя за невоспрепятствование коммерческой деятельности. Отпущенный под подписку о невыезде Ганижев тогда скрылся, позднее сменил фамилию на Горринг, устроился под новым именем на работу в АО «Росгеология», где дослужился до первого заместителя гендиректора. Неизвестно, как дальше складывалась бы его карьера, если бы не громкий скандал из-за опубликованной в соцсетях видеозаписи, где Горринг материт участников сетевой игры, рассказывает подробности своей интимной жизни.
Если сообщение СКР не исказило биографию чиновника, то возникает много вопросов. «Росгеология» включена в список стратегических предприятий, это акционерное общество со 100%-ной долей государства, оно занимается разведкой полезных ископаемых по всей стране для крупнейших отечественных и зарубежных компаний. Статус и форма собственности должны предполагать строгую проверку сотрудников АО, особенно ее топ-менеджеров, а значит, кадровики должны были внимательно изучить биографию Горринга-Ганижева (вне зависимости от того, сообщил он о смене фамилии или нет). Мы не знаем, как проводилась проверка, но известен ее результат: кадровые службы не выполнили роли фильтра, отсеивающего негодных кандидатов.
Скандал с Горрингом не первый в этом году. Пока Совет Федерации не ответил ясно на вопрос, как получил мандат арестованный недавно Рауф Арашуков: информация о его причастности к преступлениям появилась давно. Слова Валентины Матвиенко – что она не могла противодействовать выбору главы Карачаево-Черкесии, отправившего Арашукова в сенат, – звучат не очень убедительно.
Первые лица государства часто говорят об обновлении кадров, отборе молодых и перспективных управленцев. Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делается. Однако прыжки кандидатов со скалы и «тренировки» с применением бронетехники не отменяют проверки биографий претендентов для отбраковки негодных соискателей. В противном случае должности на госслужбе и в госкомпаниях так и будут распределяться по принципу клиентелл, а отдельные аресты мало оздоровят ситуацию.