Почему в городах-миллионниках живут дольше, чем в глубинке
Свой вклад в большую продолжительность жизни вносят более качественная медицина и структура занятостиПродолжительность жизни обитателей российских мегаполисов, несмотря на стресс и неблагоприятную экологию, выросла с 1989 г. существенно выше, чем у жителей неторопливой и более чистой глубинки. Это объясняется резко увеличившейся разницей в качестве жизни и медицины между центром и периферией, а также миграцией наиболее энергичных и внимательных к своему здоровью жителей глубинки в региональные центры. Разница между отдельными мегаполисами усиливается из-за изменений в сфере занятости, а также вследствие климатических и экологических факторов.
Алексей Щур из Института демографии Высшей школы экономики изучил изменения ожидаемой продолжительности жизни в 1989–2016 гг. в 15 крупнейших российских городах, население которых превышает 1 млн человек, и в остальных регионах страны. В целом по России продолжительность жизни за этот период увеличилась на 2,7 года (с 69,2 до 71,9 года), но прогресс достигнут во многом за счет ее роста в столицах и городах-миллионниках. Наибольший прирост отмечался в Москве (+7,5 года), Петербурге и Казани (по 4,5 года). В 13 мегаполисах без учета столиц она увеличилась на 2,5 года. Но если в 1989 г. разница в продолжительности жизни между городами с населением около 1 млн человек и остальными регионами была меньше года, то к 2016 г. она выросла до 2,5 года. Малозаметный в 1989 г. интервал между среднероссийским и московским показателями за эти годы вырос до внушительного отрыва в пять лет. И это при том что экологическая ситуация в ряде крупных городов оставляет желать лучшего.
Во многом причина сложившейся ситуации – в изменениях в организации здравоохранения и его качестве. Больницы и поликлиники крупных городов располагают современным оборудованием и квалифицированными врачами, тогда как многие жители глубинки в результате «оптимизации» системы здравоохранения лишились возможности получить в том числе и первичную медпомощь по месту жительства. Это послужило одной из причин миграции населения: в крупные города стягиваются энергичные и образованные люди, которые помимо прочего внимательнее следят за своим здоровьем, отмечает Щур. Кроме того, в глубинке выше уровень потребления алкоголя, в том числе низкокачественного.
Среди 13 российских городов-миллионников (за вычетом столиц) есть свои лидеры и аутсайдеры. В Казани, Ростове-на-Дону, Красноярске и Новосибирске продолжительность жизни с 1989 г. выросла на 3–4 года. В Нижнем Новгороде она увеличилась меньше чем на год, а в Самаре – на 1,7 года и отстает от среднероссийской. Это означает, что причины не столько в благоприятном климате и экологии, сколько в изменениях в занятости и востребованности высшего образования. Продолжительность жизни выше в мегаполисах с большей долей занятых в науке и высокотехнологичных отраслях, с меньшим числом работников вредных производств, а также со значительным числом студентов и преподавателей, отмечает Щур. Снижение смертности и сохранение численности населения в глубинке остаются сложной задачей.