Что изменило убийство Бориса Немцова
Замены ему как лидеру, объединяющему разнородную оппозицию, не нашлосьМарш памяти Бориса Немцова напомнил, что за четыре года, минувших после его убийства, в России не появилось политика, сопоставимого с ним по авторитету и способности объединять разнородные силы оппозиции. Очередное шествие показало, что запрос на раскрытие самого громкого политического убийства современной России сохраняется.
В воскресенье в Москве, Петербурге и еще в 20 городах России состоялись траурные мероприятия в память о Борисе Немцове, бывшем вице-премьере, губернаторе, депутате Госдумы, который перешел в оппозицию Кремлю и был убит в ночь на 28 февраля 2015 г. буквально под его стенами – на Большом Москворецком мосту.
Что изменилось за четыре года после убийства? Память о погибшем жива, попытки некоторых ретивых администраторов запретить митинги в центре города встретили солидарное сопротивление людей. В Москве в промозглую сырую погоду, прогулкам не способствующую, по сведениям ГУВД, на марш вышло 6000 человек, а по данным белого счетчика, фиксирующего проход участников через рамки, – 11 000. По всей России в память о Борисе Немцове на улицы вышло несколько десятков тысяч человек. Это мало, но вряд ли прошло много акций оппозиции, разрешенных или запрещенных, которые собирали столько же или больше людей и, что важно, приверженцев разных, нередко диаметрально противоположных убеждений.
Этих людей объединяет и требование объективно расследовать убийство в центре Москвы, не ограничиваясь наказанием исполнителей, осужденных летом 2017 г.
Зампред Следственного комитета России Игорь Краснов недавно сообщил в интервью «Коммерсанту» об «определенных подвижках» по этому делу, но предупредил, что рассказывать о них преждевременно. Эти уверения в стиле «боимся спугнуть» выглядят неубедительно. Адвокат Жанны Немцовой Ольга Михайлова сказала, что она и ее доверительница не знают о ходе расследования. «У нас есть право это знать, мы заявляли ходатайство, но из ответа следует, что никаких экспертиз, ничего больше не проводилось», – сокрушалась Михайлова (цитата по «Интерфаксу»). Не верят в стремление властей довести следствие до завершения и россияне. Сразу после убийства не верили в отыскание заказчиков 44% опрошенных «Левада-центром», верили – 33%, еще 23% затруднились с ответом, а в марте 2017 г. – 52, 21 и 27% соответственно. Приговор убийцам без наказания организаторов и заказчиков не рассеял скепсиса.
Марш памяти Немцова показал и роль убитого в отечественной политике, недостаток личностей, сопоставимых с ним по значению и политической искушенности. Он придерживался твердых принципов, но не был догматиком, ради общего дела шел на компромисс и был коммуникатором между левыми и правыми оппозиционерами, вспоминает политолог Алексей Макаркин.
С момента гибели Немцова политика, сопоставимого с ним по широте взглядов и способности отказаться умерить вождистские амбиции, в стране не появилось. Оппозиция в России расходится врозь после митинга его памяти.