Злой рунет
Уровень агрессии и нетерпимости в российском сегменте интернета выше среднего, показало исследование MicrosoftНизкая культура межличностного общения и отсутствие традиции уважения к носителям иной точки зрения в России негативно сказываются на сетевом взаимодействии. В отечественном сегменте интернета высок градус агрессии, много оскорблений, выше вероятность перехода виртуальных преследований в реальность.
Такие выводы можно сделать по результатам исследования сетевого поведения, которое последние три года проводит Microsoft, опрашивая по 500 пользователей интернета в каждой из 22 стран разных континентов и регионов мира (выбор конкретных государств авторы не объяснили). Сетевым рискам в России подверглись за минувший год 74% опрошенных, по совокупности угроз и рисков наша страна разделила 18-е место с Аргентиной, опередив лишь Перу, ЮАР и Чили. Странами с самым безопасным интернетом в этом рейтинге оказались Великобритания, США и Франция, но и эта безопасность относительна – там рискам подверглось около 50% пользователей.
Российские пользователи сети значительно чаще, чем в среднем по выборке (71% против 51%), подвергались оскорблениям, их чаще пытались обмануть (55% против 50%). По сравнению с 2017 г. в минувшем году с 46 до 54% выросла доля доверяющих своим онлайн-собеседникам и с 34 до 31% снизилась доля испытывавших стресс после сетевых бесед. Однако одновременно вырос и уровень нетерпимости: в 2018 г. с 38 до 27% снизилась доля тех, кто берет паузу, прежде чем ответить собеседнику с другой точкой зрения, с 22 до 14% – доля высказавших уважение оппонентам.
Такие результаты неудивительны: достоинство и права отдельной личности в России традиционно воспринимаются как нечто второстепенное в сравнении с государственными или групповыми интересами. Диктат «единственно правильного» мнения, неуважение к думающим иначе, а часто и преследование выражающих альтернативную точку зрения также можно назвать исторической традицией. Культура дискуссии фактически мертва, новая классика – ток-шоу центральных телеканалов, где отсутствие аргументов заглушается повышением тона, переходом на личности, а иногда и рукоприкладством. Тот же крикливо-оскорбительный стиль доминирует и в сети: то и дело участники дискуссий ищут не контраргументы, а компромат на оппонента, пытаясь объяснить его точку зрения «неправильным» финансированием, происхождением, компенсировать недостаток доказательств оскорблениями. Содержательные споры, участники которых уважают мнение оппонента и не переходят к личным выпадам, стали, увы, исключением из правил.
Сетевые дискуссии по стилистике отражают всеобщее раздражение и нетерпимость. Вернуть им содержание и уважительный характер – трудная задача, на решение которой потребуется много времени.