Как расколдовать статистику
Повысить доверие к официальной статистике может рост качества сбора данных и деполитизация экономических успеховХорошие на первый взгляд новости тоже, случается, появляются не вовремя. Неожиданный пересмотр Росстатом оценки роста экономики за 2018 г. сразу до 2,3% – рекордного за шесть лет уровня – только разозлил экспертов и экономистов, подлив масла в огонь споров о достоверности официальной статистики. Регулярные и резкие изменения статданных играют на понижение уровня доверия экспертов к государственной статистике и снижают качество макроэкономических прогнозов – зато экспертный запрос к новому руководству Росстата теперь очевиден.
Новая оценка ВВП Росстата превзошла ожидания всех – в том числе Минэкономразвития с их 2%. В свою очередь, такая оценка ВВП от министра Максима Орешкина появилась после уточнения Росстатом (и снова в плюс) данных о росте строительства: из околонулевого по итогам 11 месяцев 2018 г. до рекордно высокого за 10 лет – 5,3%, главным образом за счет мегастроек в ЯНАО, Крыму и Красноярске. А до того росли (тоже в плюс) уточненные данные по инвестициям в 2018 г., промпроизводство в 2017 г., ВВП за 2015, 2016 и 2017 гг. Для экономистов эти данные оказались крайне неожиданными, но вместо радости вызвали в лучшем случае недоумение – дошло дело до обвинений в «рисовании вместо статистики».
Повышенное внимание к работе статистиков объяснимо: улучшение статданных идет вместе с ростом оптимизма Минэкономразвития, которому подчиняются статистики, недавно получившие нового руководителя. А оптимизм Минэкономразвития созвучен все более оптимистическим планам руководства страны, обещающего населению рост экономики в целом и их доходов в частности – так успехи экономики приобретают политическую окраску.
То, что данные статистики уточняются, – общепринятая мировая практика, проблема в том, что Росстат правит данные в последнее время очень часто, а сейчас еще очень сильно для одноразового перерасчета, отмечает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. Это не означает, что это манипуляции – но по совокупности у экспертов может возникать ощущение, что это досчеты в нужную сторону. Росстату нужно быть более открытым и больше объяснять, как у них получаются такие результаты, считает Шибанов.
Проблема Росстата не в методиках, они правильные и согласованы со всеми ведомствами – проблема с первичным сбором данных, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, отчего возникают сложности с оценками происходящего как в отдельных отраслях, так и в экономике в целом. Улучшение прошлого создает проблемы и с адекватной оценкой будущего – для экономических моделей и прогнозов, в которых закладываются данные Росстата, отмечает Шибанов. При этом альтернативы Росстату нет, а косвенные индикаторы не дают всей полноты информации.
Отладка работы по сбору данных должна стать важной задачей нового руководства Росстата: это непросто, но, наверное, решаемо. Куда труднее в принципе избавить статистику от политического прессинга – возможно, тут тоже нужно чудо.