Молодежь на чемоданах
Фиксируемая социологами тенденция роста готовности молодежи эмигрировать заслуживает серьезного отношения даже на фоне ослабления такого желания в обществе в целомФиксируемый социологами рост эмиграционных настроений среди российской молодежи – небезобидная тенденция, которая заслуживает ответа по существу, а не отвлеченных реплик. Рост чемоданных настроений может поставить под сомнение возможность России совершить технологический рывок, о важности которого говорит президент.
Как следует из результатов опубликованного в понедельник опроса «Левада-центра», 82% россиян не намерены переезжать за границу на постоянное место жительства, хотят это сделать 17% – каждый шестой и их доля последние годы сокращалась. Однако среди молодежи желающих уехать жить в другую страну значительно больше – 41%, и их доля растет: в мае 2017 г. о таком желании заявили 32% респондентов в возрасте 18–24 лет.
Результаты опроса, по мнению пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, не должны вызывать тревогу. Он назвал цифру желающих уехать молодых людей не столь высокой, заявив, что «все относительно» – это удобная в своей простоте, но несерьезная позиция.
Да, желание переехать за границу далеко не всегда приводит к его реализации. Однако пусть и декларативная, но растущая готовность уехать молодежи – наиболее активной части населения, склонной к риску и инновациям, необходимым для развития страны, – не может не настораживать. Масштабы эмиграции из России в страны дальнего зарубежья с точки зрения Росстата не выглядят пугающими, но налицо заметный рост уехавших на ПМЖ в 2010-е: 14 206 человек – в 2011 г., 51 281 – в январе – ноябре 2018 г. Быстрее прочих растет эмиграция в Китай, Индию и Вьетнам, но за этот же период в 5 раз выросло число уехавших в Латвию, втрое – в Эстонию.
Страну покидают наиболее квалифицированные и амбициозные молодые люди. Доля эмигрировавших в развитые страны россиян с высшим образованием высока и колеблется между 30% (государства Балтии) и 50% (Австралия, Канада, Франция). Кроме того, официальная статистика не учитывает тех, кто уехал за границу на учебу или работу по временным контрактам и остается там. По данным исследования The Boston Consulting Group (опрошены 23 776 человек), за границей хотели бы работать 59% респондентов моложе 21 года и 57% в возрасте от 21 года до 30 лет, в том числе более половины IT-специалистов и ученых – их поддерживают истории успеха и признания уехавших россиян. Возвращаться же российские эмигранты не хотят, исключение – уехавшие в Казахстан и Израиль. Данные опросов подтверждают, что утечка мозгов из России продолжается и может затруднить анонсированный первыми лицами технологический рывок. Странно, что эмиграционные настроения мало беспокоят их подчиненных.