Их реализм против нашего оптимизма
Только официальные российские прогнозы роста национальной экономики не видят поводов для ее замедления одновременно с общемировымМировая экономика в 2019 г. замедлится, но российская замедлится еще больше, так что ее отставание в росте увеличится до двукратного, следует из обновленного январского прогноза Всемирного банка. Но и в будущем поводов для оптимизма экономисты Всемирного банка не видят – в отличие от российского правительства, для которого рост – это часть не только экономической, но и политической программы Владимира Путина.
Всемирный банк понизил свой июньский прогноз на 2019 г. по росту среднемировой экономики на 0,1 п. п. до 2,9% и значительнее – на 0,3 п. п. до 1,5% – по росту российской экономики, оставив в силе свой декабрьский прогноз. Мировую экономику будут замедлять, в частности, снижение объемов международной торговли, что скажется и на России, экономика которой сильно зависит от экспорта, прежде всего сырья. Подорожание нефти заметно способствовало тому, что российская экономика, несмотря на ужесточение санкций, сохранила в 2019 г. устойчивый рост, отмечает Всемирный банк. Но у нефтегазового сектора есть пределы в вытягивании экономики, которую душат в первую очередь внутренние проблемы.
С прогнозом спада в 2019 г. не спорят и в России – даже штатный оптимист Минэк снизил в сентябре прогноз роста ВВП до 1,3%. Вопрос в том, что будет после 2019 г. Прогресса в диверсификации экспорта Россия пока так и не смогла добиться, писали в декабре авторы доклада Всемирного банка о положении дел в России: в 2017 г. на долю нефтегазовой продукции по-прежнему приходилось 59% экспорта и около 25% доходов бюджета. На развивающиеся страны, к которым относится и Россия, окажут давление падение внешнего спроса, повышение стоимости заимствований и сохранение политической неопределенности. В таких условиях Всемирный банк прогнозирует для России в 2021 г. рост на 1,8%, что ставит под сомнение экономические планы Владимира Путина обогнать мировую экономику. Минэк ждет, что экономика ускорится до 3,1% по итогам 2021 г.: с таким оптимистичным прогнозом не согласен никто из авторов внешних прогнозов.
Российские прогнозы – это часть политической повестки лично Путина, по сути, его обещания, которые правительство хоть и не давало, но не может отменять или оспаривать. Минэк рассчитывает на силу президентских нацпроектов и надеется на бурный рост инвестиций. Но пессимисты – или реалисты – извне смотрят в будущее, исходя из status quo, сложившейся долгосрочной траектории российской экономики, в которой темпы роста замедляются, а факторов, указывающих на возможность ускорения роста в ближайшие годы, не просматривается, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Чтобы выйти из нынешней колеи на желанные 3% роста ВВП, нужна быстрая и с большим мультипликативным эффектом реализация нацпроектов, отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Также России нужны высокие мировые цены на сырье – и не только на нефть, а правительству надо остановиться в усилении налогового бремени, считает Табах. Вероятность всего этого не нулевая, но для такого оптимизма все же недостаточная.