Почему протестуют французы

Повышение цен на топливо – повод, а не причина массовых антиэлитных выступлений

Массовые демонстрации «желтых жилетов», переросшие в некоторых городах Франции в беспорядки и погромы, стали отражением недовольства французов политикой Эмманюэля Макрона. Анонсированное правительством повышение налогов на топливо разожгло протесты, их масштаб вынудил власти пойти на уступки и заставит задуматься о темпах будущих реформ.

Во вторник премьер-министр Франции Эдуар Филипп объявил об уступках правительства противникам повышения цен на топливо (по расчетам экспертов, бензин мог подорожать на 2,3%, дизель – на 3–4%). Намеченное на 1 января 2019 г. увеличение налога на топливо на 17,7% (до 220,6 евро на 1000 л) отложено на полгода, повышение цен на электричество и газ – до конца зимы. Он также сообщил, что с 1 января на 3% вырастет SMIC (уровень минимальной оплаты труда, составляющий сейчас 7,83 евро в час).

Уступки последовали после трех недель массовых демонстраций по всей стране, затруднивших движение на дорогах и переросших в отдельных городах в беспорядки и погромы. Только 1 декабря в Париже было задержано около 400 человек. Привыкшие к регулярным протестам государство и полиция столкнулись на этот раз с новым явлением. На смену организованным демонстрациям профсоюзов пришли серии рассредоточенных акций с неизвестными лидерами и непоследовательными требованиями. К ним присоединялись крайне левые и крайне правые экстремисты и прежде политически пассивные жители неблагополучных районов, что дополнительно обострило столкновения с силами правопорядка, привело к погромам.

Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский отмечает, что причины протестов «желтых жилетов» шире, чем рост цен на топливо. Макрон и его окружение стали жертвой антиэлитной волны, которую они оседлали на президентских и парламентских выборах 2017 г. Но теперь избиратели не хотят платить за реформы цену, на которой настаивает президент. С момента вступления Макрона в должность пропрезидентское большинство в Национальной ассамблее приняло 77 законов о реформах разных сфер, не советуясь с обществом, что раздражает французов, не привыкших к «бешеному принтеру». Повышение налога «для всех» вскоре после отмены налога на сверхдоходы обострило чувство справедливости. Наконец, движение «желтых жилетов» – это протест небогатой провинции, нижнего сегмента среднего класса, для которого машина – важный атрибут жизни, против богатых из больших городов. Власть пусть и с задержкой, но прислушалась к протестующим, заявив, что никакие налоги не могут ставить под угрозу национальное единство. Уступки удовлетворят не всех, но острота конфликта на время сгладится, полагает Le Monde. Вероятно, волнения заставят Париж задуматься о темпах и жесткости будущих реформ, в частности пенсионной, считает Рубинский.

AP