Самовольная частная собственность
Верховный суд, позволив сносить дома в Кунцеве, поставил под вопрос право частной собственностиВерховный суд в четверг не смог встать на сторону собственников квартир в 37 трех- и пятиэтажных кирпичных домах в московском районе Кунцево, которые столичные власти хотят снести, чтобы ГК ПИК построила на их месте жилые высотки. Суд оставил в силе решение Мосгорсуда, из которого следует, что правительство Москвы может, если захочет, решать, кому и когда отменить неприкосновенность частной собственности. Забрав у граждан политические свободы, власти теперь отнимают и собственность, не особо беспокоясь даже о формальном соблюдении имущественных конституционных прав, как это было в случае с программой реновации.
Верховный суд рассматривал апелляцию 42 жителей 47-го и 48-го кварталов Кунцева, требовавших отменить постановление № 903, которым московский мэр Сергей Собянин утвердил в 2017 г. проект реконструкции их кварталов. «В удовлетворении апелляционной жалобы отказано, решение Мосгорсуда оставлено без изменения», – сообщили в суде (передал «Интерфакс»). Почему суд так решил, определения пока нет, но само решение можно считать знаковым – и вот почему.
Жители Кунцева узнали о постановлении в 2018 г., обжаловали его в Мосгорсуде, а тот решил, что формально оно соответствует всем нормативным актам и процедурам, говорит адвокат истцов Ольга Власова. То, что постановление мэра Собянина по существу нарушает всевозможные права граждан, начиная от местного самоуправления и заканчивая краеугольным правом частной собственности, суд обошел стороной. Правительство Москвы в суде сослалось на распоряжение № 30-РП от 14 января 2003 г., в котором будто бы фигурировали адреса этих домов.
Что по-своему удивительно, так как это программа прежнего мэра, Юрия Лужкова, и это программа сноса ветхого жилья, которая закончена в 2010 г., но главное, что в лужковском перечне этих домов не было. Что и логично: износ у них и сейчас всего 25–30%, хорошие квартиры (потолки – 3,20 м), зеленые дворы. Мосгорсуд отказал истцам с формулировкой, что их права не нарушены, говорит Власова: якобы постановление Собянина – это проект, просто документация, которая не служит основанием для возникновения или изменения каких-то гражданско-правовых отношений. Верховный суд незаконным постановление Собянина также не признал, но власти Москвы не смогли обосновать в суде необходимость сноса домов, так как оснований два: признание дома аварийным и попадание в список на реновацию (закрытый перечень), лужковская реконструкция здесь не значится.
Объявленная в 2018 г. реновация вызвала гражданские протесты – и жители Москвы получили право на выход из программы. Но жителям Кунцева неприкосновенность частной собственности уже никто не гарантирует. Жильцы 17 домов из 37 уже давно решили, что они выходят из всех программ, связанных со сносом их жилья, говорит Власова, – их мнение нигде не учитывается.
Если снос ларьков в Москве в 2017 г. обосновывался мэрией тем, что права у арендаторов не более чем бумажка, то теперь для сноса жилых домов бумажка возведена в статус непреложного документа. В начале ноября 2018 г. группа ПИК, которую мэрия выбрала застройщиком сносимых кварталов, начала подготовительные работы с применения силы против возмущенных жильцов.
К чему теперь церемонии!