Почему России нельзя вводить акциз на колбасу
То, что британские ученые считают вредным продуктом, для нас — символ демократии: нельзя лишать страну и того, и другого разомВот даже непонятно, что больней ударит по российскому народному сознанию: повышение пенсионного возраста или повышение цены на колбасу? Это же символ!
Но таково предложение Экспертного совета при правительстве России: ввести акциз на нездоровую еду, т. е. отнести продукцию из красного мяса (колбасу и сосиски), а также сладкую газировку (да и бог с нею) и всякое неумеренно соленое и жирное (чипсы, небось) к той же категории, где сейчас алкоголь и табак.
Интересно, будет ли запрещено продавать колбасу в магазинах ночью? Известно же, что особенно вредно жрать на ночь!
Но сперва – по-научному серьезно. Только что, а именно 6 ноября, группа исследователей из Оксфорда (ну да, британские ученые) в весьма солидном журнале PLoS One опубликовали результаты большой работы под названием Health-motivated taxes on red and processed meat: A modelling study on optimal tax levels and associated health impacts. В ней сказано, что потребление красного мяса, колбасы и особенно ужасного бекона достоверно повышает смертность от хронических заболеваний. ВОЗ уже признала колбасу канцерогеном, а красное мясо находится под подозрением в канцерогенности.
Дальше любопытная цифра: в $285 млрд к 2020 г. будут обходиться последствия потребления мяса и продуктов его переработки здравоохранению во всем мире, причем три четверти этой суммы – на последствия потребления колбасы и ей подобных.
Еще пара цифр, более жутких: в том же 2020 году от болезней, связанных с употреблением красного мяса, в мире умрет 680 000 человек, а от болезней, связанных с употреблением колбасы и т. п., – 1,53 млн; итого – 2,2 млн человек. От последствий употребления алкоголя, по данным ВОЗ, умирает 3,3 млн человек в год, а от последствий курения – свыше 5 млн.
В общем, оксфордские ученые, точно так же как Экспертный совет при правительстве России, приходят к выводу, что нужно вводить налоги на красное мясо и всякую там колбасу. У них и предложения есть, каким должен быть акциз: на красное мясо – от 1% для беднейших стран, где его едят мало, до 21% для богатых; на колбасу – от 25% для беднейших до 111% для богатых.
Россия в понимании оксфордцев с точки зрения потребления мяса ближе к богатым странам, у нее цена на красное мясо после введения акциза должна повыситься на 15–22%, а на колбасу и ей подобных – на 109–185%! Зато и эффект от этого для здоровья нации будет прекрасный, обещают британские ученые: смертность, связанная с потреблением красного мяса и колбасы, уменьшится на 16–26%!
Ну и теперь надо сравнить со 185% жалкие 30% прибавки в цене, которая образуется, если правительство России примет решение ввести акциз по предложению экспертного своего совета.
Там, кстати, может быть побочный один эффект: поскольку акциз вводится на переработанное мясо, то колбасу, которая делается из тряпок, сои, макулатуры, вкусовых добавок и прочих безвредных ингредиентов, можно будет купить по старой цене. Заодно эта цена будет сигнализировать, что продукт – здоровый!
Но все-таки вернусь к общественной пагубности идеи ввести акциз на колбасу. Поскольку советская дурь из российских голов никуда не делась, колбаса – не пищевой продукт, а в первую очередь символ благополучия. Именно наличие множества сортов колбасы в зарубежных магазинах производило на совков наибольшее впечатление. И видимо, когда то же колбасное изобилие стало доступно и в российских супермаркетах, граждане задались вопросом, почему колбаса есть, а счастья нет; отсюда и началось тотальное разочарование в демократии.
Теперь еще и настоящая колбаса перестанет быть доступна.