Поможет ли антипиратский меморандум производителям сериалов
Пиратские сайты не исчезнут, масштаб потери ими трафика неочевиденИнтернет для контент-производителей перестает быть диким полем, мы прекращаем клевать друг друга, начинаем только активно помогать. И от этого польза будет и создателям контента, и игрокам интернета (цитата по RNS)
Российские телехолдинги и продюсеры подписали пакт с интернет-сервисами о совместной борьбе с пиратством. Один из самых важных пунктов – добровольное обязательство «Яндекса» оперативно удалять ссылки на пиратские сайты из поисковой выдачи.
Компании долго и упорно торговались по каждому пункту документа, один из продюсеров буквально за ночь до объявленного подписания документа поспорил на деньги, что стороны так и не придут к соглашению. Но в итоге проиграл. И теперь медиакомпании называют антипиратский меморандум не иначе как революцией для отрасли. Вот гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст считает, что интернет теперь перестанет быть диким и будет ласков к производителям сериалов и фильмов.
Значит ли это, что пиратские сайты исчезнут из рунета совсем? Конечно, нет. Ведь производители контента и интернет-компании – не прокуратура, не суд и не Роскомнадзор. Они не могут сами блокировать пиратские сайты в рунете и таким образом отключать их от пользователей. Они могут лишь договориться не выдавать ссылки на пиратские сайты в поиске. Ровно об этом и написано в меморандуме. Поэтому скорее вопрос, сколько трафика потеряют такие сайты.
И очевидного ответа на него пока нет.
Во-первых, не до конца понятно, насколько рабочей окажется схема, прописанная в меморандуме. Нужно, чтобы создатели контента быстро находили пиратские ссылки, качественно заносили такие ссылки в специальный реестр, а интернет-компании оперативно эти ссылки убирали из результатов поиска и социальных сетей. Чтобы зачистка была эффективной, компаниям, которые еще недавно проклинали друг друга, нужно стать партнерами. Плюс необходимо, чтобы пиратские ссылки удалялись быстрее, чем их находили сами пользователи, т. е. просто стремительно. Во-вторых, интернет-компании и продюсеры изначально очень по-разному оценивают роль поисковиков в развитии пиратства и, соответственно, ждут очень разных результатов от соглашения.
Продюсеры считают поисковики и конкретно «Яндекс» главными источниками трафика для пиратов, ориентированных на русскоязычную аудиторию. Пока пользователи могут легко находить новые нелегальные копии контента через поисковики и тем более через такие удобные сервисы, как «Яндекс.Видео», пиратство в рунете не остановить, уверены производители контента.
Сами интернет-компании полагают, что ситуация гораздо более сложная. Так, американский Google в последнем отчете по пиратству отмечает, что более 40% пользователей, которые ищут, как посмотреть или скачать сериал либо фильм в сети, указывают в поисковом запросе не только название самого фильма, но и название конкретного пиратского сайта. То есть пользователи знают пиратские сайты и могут заходить на них напрямую, минуя поисковики. Тогда выходит, что зачистка поиска значительно не повлияет на пиратство и меморандум никак не помешает пользователю сэкономить на билете в кино и посмотреть свежую премьеру, сидя на диване дома, или не платить за подписку в легальном онлайн-кинотеатре. Кто ближе к истине, мы поймем довольно быстро. Просто проверим, как легко найдется в сети пиратская копия блокбастера, который выходит на эти новогодние каникулы. Ведь начать удалять пиратские ссылки из поисковой выдачи интернет-сервисы должны уже в конце ноября.