Выбор между контролем и развитием
Стремление спецслужб взять под контроль интернет противоречит задачам развития страныТотальный контроль за интернетом – давняя и все еще не реализованная мечта российских силовиков: возможно, поэтому ее они высказывают с такой прямотой. То первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов заявляет о необходимости полного контроля киберпространства «компетентными органами» для борьбы с терроризмом, экстремизмом и оргпреступностью, теперь вот, по данным Reuters, ФСБ – опять же по соображениям нацбезопасности – выступила против развертывания над территорией России американского проекта спутниковой связи OneWeb, который должен сделать высокоскоростной интернет доступным в любой точке земли. Метафорически контроль должен взлететь буквально до небес, но на земле это старый конфликт развития и контроля – в версии XXI в.
Без контроля над интернетом, заявил Смирнов, невозможно «гарантировать должное обеспечение информационной безопасности и успешно противостоять современным террористическим угрозам» (цитата по «Интерфаксу»). Логика проста: хотите безопасности – дайте полный контроль. Представитель ФСБ Владимир Садовников завил, что от OneWeb, основанного бывшим менеджером Google Грегом Уайлером, исходит угроза, так как гарантий, что система не нанесет ущерб «интересам личности и общества» в России, нет. Идет торг о том, как эта система будет эксплуатироваться, замечает IT-эксперт Иван Бегтин: условие российских властей – наличие дочерней компании в России с контрольным пакетом и соблюдение всех российских требований по ограничению доступа. Так что на выходе россияне могут получить не свободный интернет, который был символом OneWeb, а супербыстрый и повсеместно доступный прополотый спецслужбами и госведомствами рунет.
Силовики смотрят на интернет исключительно через оптику безопасности, что нормально. Ненормально, что государство в России со своими интересами, репутацией оказалось вторичным по отношению к своим же спецслужбам, пониманию морали и пределов допустимого, писал в «Ведомостях» Федор Крашенинников. Рискам безопасности противостоят риски недоразвития, но в состоявшихся обществах у силовиков с их амбициями есть противовес в виде общественных интересов и институтов. Но приоритет развития едва ли возможен при архаичных в своих взглядах на мир спецслужбах. Интернет, доступность обмена информацией и свободы в целом для них – не органическое и необходимое развитие, но угроза «стабильности», которая лечится только усилением контроля. Силовики будут разрабатывать такие идеи и дальше, считает Бегтин, пострадают не только обыватели, но и бизнес, цифровая экономика в целом. Государство никак не определится, чего же оно хочет, но если это тотальный контроль, то хорошо бы внести ясность, создать госпрограмму, что ли, – кто-то уедет из страны, кто-то приспособится, но хотя бы правила будут понятны.