Чем Huawei покорил Россию
Китайское – теперь значит импортное, а не неудобное и ненадежноеHuawei в России в последнее время часто напоминает о себе. Недавно выяснилось, что вендор занял 1-е место по продажам смартфонов в России, опередив Samsung, такое не удавалось еще никогда и никому. А на прошлой неделе обнаружилось, что китайские смартфоны лидируют и в индивидуальном зачете. Его аппарат Honor 9 Lite в мае этого года стал впервые самым продаваемым в России смартфоном, сместив iPhone с 1-го места. А держались на нем смартфоны Apple довольно долго.
Несколько лет назад о китайских смартфонах в России мало кто знал, кроме специалистов. Это была экзотика, к тому же мало адаптированная для российского пользователя и по большей части некачественная. Помнится, еще лет шесть назад китайский смартфон в руки и взять-то было страшно. Все скрипело, пыталось отвалиться, не подключалось, к чему надо, или подключалось, но неправильно. А теперь все (во всяком случае, в массе) включается, переключается и работает вполне пристойно – по качеству и возможностям китайские смартфоны уже мало отличаются от продукции старых добрых брендов, известных еще с 2000-х гг. Только стоят дешевле.
Собственно, китайские бренды, и среди них Huawei, начали завоевывать Россию после обвала рубля в конце 2014 г. Когда iPhone или флагманский смартфон Samsung стали не по карману, а ходить с позапрошлогодним смартфоном не хочется, логично искать бюджетную замену. И китайцы тут оказались более чем кстати.
Еще говорят, что китайцы – великие копировщики: мол, слизывают наиболее удачные разработки более удачливых конкурентов и впаривают их по дешевке. Копировать все более или менее полезное китайцы умеют, конечно, но вот как скопировать успех того или иного гаджета? И потом – одной ценой в России, где в ходу демонстративное потребление и где смартфон должен что-то говорить о владельце, не возьмешь. То есть по дешевке можно распродать много хороших дешевых безымянных смартфонов, но для восхождения на пьедестал почета этого мало.
Поэтому можно предположить, что деление производителей смартфонов на известные международные бренды (A-бренды) и всякие разные, в том числе китайские (B-бренды), теперь просто бессмысленно. Можно констатировать: к китайским брендам, заполонившим интернет-магазины и салоны связи, покупатели привыкли. И ничего зазорного в покупке китайских смартфонов больше не видят. Тем более что интернет и социальные сети сделали китайские марки узнаваемыми. Смартфоны – это все-таки не видики 1980-х гг., среди производителей и моделей которых советский и российский потребитель, практически лишенный информации, блуждал как в потемках.
Мы привыкаем к китайскому, что, в общем, не плохо и не хорошо. Сначала перестали воротить нос от электроники китайской сборки. Потом распробовали китайскую кухню. Потом – смартфоны. А сейчас меню в ресторанах на китайском языке, ценники, вывески и объявления на табло аэропортов и вокзалов – обыденность, на которую мало кто обращает внимание. Китайское – теперь значит импортное, а не неудобное и ненадежное, как было раньше. В такой ситуации некитайское происхождение смартфона уже никакое не достоинство и, естественно, не конкурентное преимущество.
Китайские производители сейчас, конечно, много инвестируют в маркетинг и рекламу. Но в ней вендорам уже не приходится убеждать, что они не хуже других, не приходится быть догоняющими. При таком раскладе, да еще при более демократичных, чем у маститых конкурентов, ценах бороться за призовые места китайцам стало гораздо сподручнее. Возможно, это и есть причина успеха Huawei в России.