Зачем Рамзану Кадырову высокоскоростная магистраль
Для главы Чечни это в первую очередь статусный проектПолитическая вертикаль Москва – Грозный может стать и горизонталью – высокоскоростной железнодорожной магистралью (ВСМ) Москва – Краснодар – Грозный. С таким предложением, как выяснил «Коммерсантъ», глава республики, пехотинец Путина Рамзан Кадыров обратился к президенту и главкому, который передал неожиданное предложение в Минэкономики и Минтранс: им предстоит обосновать, кто, зачем и за сколько будет регулярно ездить в столицу Чечни, так чтобы это было выгодно для РЖД. Пока в планах у РЖД строительство дороги только до Адлера, и начать предполагается с участка Москва – Тула, Кадыров же предлагает сделать первым участком Ростов-на-Дону – Краснодар с продолжением на Грозный.
Идея ВСМ идеально укладывается в пазл больших амбиций главы Чечни, которые сочетаются с глубокой дотационностью республики. В Чечне Рамзана Кадырова по его замыслу все должно быть глобально и современно: финансовую современность символизирует «Грозный-сити», религиозную – мечеть «Сердце Чечни», политическую – проспект Владимира Путина.
Новейшая железная дорога – это транспортная современность: ее прокладка должна повысить статус Грозного до фактически новой транспортной столицы региона, дав ему фору перед, например, Махачкалой с ее морским портом и трассой Москва – Баку. А аэропорт Грозного должен стать новейшим авиаузлом региона (строительство второй ВПП запланировано на начало 2020-х гг.). Технологическим амбициям главы Чечни соответствуют и политические: Кадыров в принципе претендует на роль политического лидера российских мусульман и Северного Кавказа, рассматривая ее как позицию федерального уровня, говорит политолог Денис Соколов.
Пехотинцу Путина сложно отказать с ходу – вот и сейчас пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков осторожно назвал заявку «визионерским проектом», что можно трактовать и как заоблачно непрактичные мечты, и как стратегическое видение, способное перевернуть рынок. Таких проектов «очень много на сукне», но надо иметь в виду и рентабельность, сказал Песков. Но это московская логика, а для Чечни статусность проекта, его масштаб и амбициозность куда важнее перспектив заработка. Даже если проект не выгорит, просьба Кадырова сама по себе – это очередная заявка на подтверждение своего статуса или создание пространства для дальнейших переговоров и торга, рассуждает Соколов. В конце концов, ВСМ – это просто красиво.