Разъяснение границ свободы

Разъяснение законодательства о митингах Пленумом Верховного суда не делает их согласование и проведение проще и демократичнее

Разъяснения пленума Верховного суда по практике рассмотрения дел о нарушениях правил организации и проведений митингов едва ли существенно облегчат заявителям из числа недовольных властью процесс их согласования и проведения, но, возможно, позволят отшлифовать работу судей и уменьшить число процессуальных претензий к их решениям. Это важно с учетом стремительного роста числа обращений россиян с жалобами на нарушение права на свободу собраний в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – в 2018 г. они вышли на 2-е место по численности среди всех поданных нашими гражданами жалоб.

Формально многое в разъяснениях звучит хорошо, но они содержат немало чисто субъективных критериев оценки, которые оставляют судам и властям пространство для репрессивного маневра. Например, пленум зафиксировал, что просто отказать в принятии заявки на митинг можно, только если заявитель не имеет права выступать в этом качестве (в частности, уже дважды наказан за нарушение правил проведения митинга) и если митинг предполагается провести там, где это запрещено (возле суда, например). В остальных случаях власти должны «обоснованно» предлагать другие время или место, «соответствующие социальному и политическому значению» мероприятия.

Но определять это значение будут сами власти – и едва ли их оценка значения совпадет с оценкой оппозиции. Или другой частый повод для отказа – на этом месте уже согласован другой митинг. Пленум указывает, что можно проводить два мероприятия в одном месте одновременно – но только если можно «обеспечить мирный характер мероприятий», т. е. решение за силовиками. Да, одиночные пикеты можно проводить без согласования – но если к пикетчику присоединится провокатор с таким же плакатом, то это уже похоже на «выдвижение общих целей» и, значит, в глазах суда пикетчик нарушил закон и т. п.

Внимание Верховного суда к теме понятно: растет и число подвергаемых наказанию за нарушение правил проведения митингов (2017 год побил рекорд протестного 2012 года), и число жалоб в ЕСПЧ (почти 600 к началу 2018 г., из них свыше 240 поданы в 2017 г.) – они уже коммуницируются в упрощенном порядке и их рассмотрение может быть поставлено на поток. В перспективе массовые нарушения могут дорого обойтись российскому государству – участнику митинга на Болотной ЕСПЧ присудил 25 000 евро, Алексей Навальный отсудил 63 700 евро за несколько задержаний и арестов в 2011–2014 гг.

Но суды лишь финальное звено в государственной политике фактически нулевой толерантности к мирным собраниям: разъяснения должны упростить им работу по производству однотипных решений, но не изменят подход государства к решению проблемы роста числа протестных акций.