Как договориться с Alibaba
Вслед за Сбербанком совместным бизнесом с китайской площадкой интересуется и ВТБПринадлежащий группе Alibaba онлайн-магазин AliExpress известен в России прежде всего как самое популярное место покупок дешевых и не всегда качественных товаров от сотен тысяч китайских продавцов. Если верить оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), его российская аудитория за прошлый год – около 20 млн человек. Но в последние два года китайская торговая площадка стала предметом интереса не только рядовых граждан, средний чек которых на AliExpress не превышает нескольких сотен рублей, но и российских госбанков.
AliExpress и запущенный в конце 2017 г. Tmall, который продает более дорогие брендированные товары и сотрудничает с российскими продавцами, лишь внешняя часть бизнеса Alibaba в России. В России работает платежная система AliРay, ориентированная пока только на китайских туристов, и логистическая платформа «Цайняо» – она должна стать одним из пяти хабов глобальной логистики Alibaba.
Около полутора лет назад стало известно, что переговоры о совместном предприятии с Alibaba в России ведет Сбербанк, задавшийся целью запуска «национальной экосистемы» по примеру крупнейших интернет-компаний, таких как Google или Amazon. Договориться о партнерстве с китайской компанией не удалось, а Сбербанк с тех пор успел создать совместное предприятие с российским «Яндекс.Маркетом».
Теперь совместным бизнесом с Alibaba интересуется главный конкурент Сбербанка – ВТБ. Как сказал источник «Ведомостей», близкий к одному из участников переговоров, этот банк тоже хочет создать цифровую платформу, чтобы не отставать от Сбербанка. ВТБ официально опровергал переговоры о совместном предприятии, хотя его президент Андрей Костин заявлял несколько недель назад, что банк мог бы быть финансовым партнером такой компании, как Alibaba.
Почему партнерство Сбербанка и китайской компании не состоялось, стороны так и не раскрыли. «Иногда двум слонам тяжело вместе станцевать танго, даже если они этого очень хотят», – отвечал президент банка Герман Греф о переговорах с китайской площадкой в конце прошлого года (цитата по ТАСС).
Но, как считают некоторые отраслевые эксперты, от того, по какой именно причине не удались переговоры с прошлым претендентом, отчасти зависит и исход обсуждений партнерства ВТБ c Alibaba. Одно дело, если не удалось договориться о контроле в совместном бизнесе, структуре сделки, доступе непосредственно к технологиям Alibaba. И другое – если решение прекратить переговоры о партнерстве Сбербанка с китайским интернет-гигантом в пользу российской площадки «Яндекса» было политически мотивированно. С другой стороны, за полтора года сама Alibaba могла стать более заинтересованной в локальных партнерах в России.
Да, в общем бизнесе группы Alibaba c оборотом $768 млрд за прошлый финансовый год и выручкой почти $40 млрд доля России невелика. АКИТ оценивает оборот AliExpress в России примерно в 116 млрд руб. за 2017 г. – менее $2 млрд. Но Россия, пожалуй, единственный крупный и активно растущий рынок для Alibaba за пределами Китая. Alibaba здесь стала крупным игроком сама, без покупки конкурентов.
Основным источником дохода Alibaba в России остается AliExpress – трансграничные продажи из Китая в Россию. Если российские чиновники, как обещают, существенно снизят порог беспошлинного ввоза зарубежных онлайн-покупок, бизнес станет сложнее наращивать. А работающий с российскими продавцами Tmall пока еще совсем невелик. Зато основной конкурент – торговая площадка «Яндекс.Маркет» – получил поддержку от крупнейшего банка в стране.