Почему выросли доходы регионов
Улучшение показателей вызвано оживлением некоторых отраслей и действиями властей в предвыборный периодДоходы бюджетов большинства российских регионов в I квартале 2018 г. заметно увеличились, причем впервые за несколько лет этот рост оказался выше инфляции. Однако выравнивания не происходит: доходы бюджетов в богатых регионах растут быстрее, чем в бедных, что увеличило уже имеющуюся существенную дифференциацию в их финансовом положении.
Доходы консолидированных региональных бюджетов за I квартал 2018 г. увеличились по сравнению с тем же периодом 2017 г. на 6,9%, опередив уровень инфляции за тот же период (2,2%), отмечают авторы нового мониторинга экономического положения РАНХиГС. Рост был отмечен в бюджетах 69 регионов, из них в 65 он был выше уровня инфляции. Рост был обеспечен существенным увеличением поступления ключевых налогов, отмечают аналитики РАНХиГС. По данным Минфина, поступления налога с продаж увеличились на 12,1% с 703,5 млрд до 788,4 млрд руб., а НДФЛ – на 14% с 658 млрд до 750 млрд руб.
Улучшение показателей вызвано оживлением некоторых отраслей экономики и действиями властей в предвыборный период. Увеличение зарплат «майским» бюджетникам в начале 2018 г., повышение расходов на здравоохранение (+14,5% по сравнению с тем же периодом 2017 г.) и образование (+8,6%) с целью продемонстрировать заботу первого лица об избирателях отразились на доходах региональных бюджетов, отмечает экономист Наталья Зубаревич. Одновременно трансферты федерального бюджета увеличились на 4%, причем они выросли в январе – феврале и уменьшились в марте, отмечается в мониторинге.
Увеличение доходов может оказаться кратковременным, темпы роста налога на прибыль в I квартале опережали темпы роста самой прибыли, а значит, в ближайшее время следует ожидать снижения поступления этого налога. Рост доходов во многом был достигнут за счет переноса ряда выплат на более ранние сроки, и его продолжение – как минимум в том же оптимистичном темпе – маловероятно. Экономика растет медленно, возможности центра повышать доходы региональных бюджетов ограниченны. Кроме того, неизвестно, как предвыборные затраты скажутся на сбалансированности бюджетов: в частности, в I квартале 2018 г. на 17,6% снизились затраты на погашение госдолга – не исключено, что их отложили на послевыборный период.
Кроме того, темпы роста доходов отличались: в регионах с высокой бюджетной обеспеченностью они увеличились на 8,3%, со средней – на 7,3%, с низкой – всего на 0,4%. Можно сказать, что положение улучшилось у богатых регионов, а у бедных оно почти не изменилось. Любопытно будет сравнить данные за полугодие, когда эффект предвыборных расходов несколько сгладится, говорит Зубаревич.