Избиратели по 7 рублей 09 копеек
Финансовые результаты президентских выборов сильно отличаются от электоральных: Максим Сурайкин выиграл у Владимира ПутинаВ понедельник Центризбирком подвел финансовые итоги президентской кампании. В отличие от самих выборов в этом отчете обнаружилась неожиданная интрига. Самым эффективным кандидатом с точки зрения стоимости одного голоса избирателя стал не победивший с рекордным результатом Владимир Путин (у него этот показатель составил 7 руб. 09 коп.), а занявший предпоследнее место лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин, которому каждый полученный голос обошелся в 3 руб. 53 коп. Цифра, кстати, для настоящего коммуниста почти символическая, поскольку напоминает о легендарной цене бутылки водки (3 руб. 62 коп.) в эпоху позднего Брежнева.
Да и по другим параметрам финансовые итоги выборов сильно отличаются от электоральных. Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, вдвое уступивший по числу голосов занявшему второе место выдвиженцу КПРФ Павлу Грудинину, по суммарным затратам на кампанию едва не вышел в лидеры, символически проиграв Путину – 399 млн руб. против 399,8 млн. А третьим в финансовом зачете стал основатель «Яблока» Григорий Явлинский, потративший на выборы 234,8 млн руб. и опередивший по этому показателю того же Грудинина (227 млн). Правда, все это позволило яблочнику снискать симпатии лишь 1,05% избирателей и занять пятое место вслед за дебютировавшей в большой политике Ксенией Собчак.
Впрочем, в финансовом минусе на этих выборах остались почти все. Отбить для своих партий вложенные в кампанию деньги удалось только Грудинину (26 руб. за голос) и Жириновскому (96 руб.), да и то лишь благодаря щедрости думских единороссов, поддержавших законопроект лидера ЛДПР об увеличении государственного финансирования партий по итогам президентских выборов с 20 до 152 руб. за каждый полученный голос. Остальным компенсация из бюджета не светит, поскольку она положена лишь партиям, кандидаты которых получили не менее 3% голосов. Кстати, «Единая Россия» за триумф своего «духовного лидера» денег тоже не получит (хотя могла бы разжиться аж 8,6 млрд руб.), потому что Путин пошел на эти выборы самовыдвиженцем.
Остальные кандидаты, наверное, могут утешиться тем, что приобрели за вложенные деньги нечто нематериальное, но важное лично для них.
Скажем, товарищ Максим, как именуют Сурайкина во всех партийных пресс-релизах, за потраченные на выборы 1,76 млн руб. мог бы купить только несколько минут рекламного времени на НТВ, а получил месяц бесплатной агитации на Первом канале и «России» за возвращение сталинского социализма. Собчак отдала по 127,24 руб. за голос, чтобы хоть немного увеличить число тех россиян, которые видят в ней уже не «блондинку в шоколаде», а перспективного политика и будущего партийного лидера. Явлинский выложил по 305 руб. за каждого сторонника, чтобы все остальные тоже вспомнили о его существовании.
Ну а самый щедрый кандидат, лидер Партии роста и бизнес-омбудсмен Борис Титов (356,14 руб. за голос), потратил деньги на просвещение соотечественников. Как уверяют его однопартийцы, ссылаясь на исследования социологов, благодаря участию Титова в выборах более 50% россиян узнали о его «Стратегии роста» и 60% из них ее одобряют. Правда, большинство считает, что ее придумал Путин.