Рукопожатный Ким
Переговоры лидеров Южной Кореи и КНДР символически важны, но это только подготовка к встрече Трампа и Ким Чен ЫнаВстреча президентов Южной Кореи и КНДР Мун Чжэ Ина и Ким Чен Ына на демаркационной линии и громкие заявления носят преимущественно символический характер, закрепляя недавнее смягчение напряженности вокруг Северной Кореи. Переговоры лидеров двух Корей – это одновременно и промежуточный этап будущего саммита Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, на котором будут решаться ключевые вопросы соглашения между США И КНДР.
Историческая встреча президентов Южной и Северной Кореи должна была продемонстрировать миру, что в отношениях двух государств и решении ядерной проблемы произошел прорыв. Стороны подчеркивали готовность начать переговоры о ядерном разоружении на полуострове, юридически прекратить войну 1950–1953 гг. и заменить до конца 2018 г. действующее 65 лет перемирие мирным договором.
При этом встреча руководителей двух Корей не ограничивается символическим рукопожатием: это предварительный раунд предстоящих переговоров Дональда Трампа и Ким Чен Ына, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Пока Ким Чен Ын подтвердил прежние обещания ввести мораторий на ядерные и ракетные испытания, который был ключевым условием встречи с Трампом, пишет кореист Андрей Ланьков на сайте carnegie.ru.
Дальнейшее урегулирование зависит от масштабов уступок, на которые готовы пойти стороны. Обтекаемость формулировок оставляет всем возможности для интерпретаций результатов как своей победы. Трампу важно записать в актив саммит с Кимом и твитнуть, что США выиграли благодаря его умной тактике переговорщика, отмечает востоковед Александр Габуев. Ким это понимает, но не намерен сдавать основные гарантии безопасности – ядерное оружие и его носители, угрожающие Японии и Южной Корее.
Компромиссом может быть отказ от новых испытаний, доступ инспекторов на часть ядерных объектов, замораживание программы межконтинентальных ракет, угрожающих США. Вашингтон понимает, что Ким не намерен нападать, поэтому вероятны шаги по снижению военного противостояния. В частности, стороны могут договориться о сокращении числа учений, отводе тяжелой артиллерии от границы, что снизит риск удара по Сеулу, считает Фролов. При этом потенциал для сдерживания КНДР у США и союзников остается.
Вашингтон и Сеул устроит такое соглашение, против может быть Япония, но она скрепя сердце примет результаты саммита США – КНДР, полагает Габуев. Однако глубокой и быстрой разрядки ожидать не следует. Вашингтон считает, что подписание мирного договора возможно только после полного отказа Пхеньяна от ядерного оружия, на что Ким Чен Ын не пойдет, поскольку не видит иных гарантий своей безопасности, говорит Фролов. Природа северокорейского режима в ближайшее время не изменится, но снижение накала противостояния выгодно Ким Чен Ыну как аргумент для смягчения санкций: лидер КНДР заинтересован в развитии страны и росте благополучия ее жителей.