Борьба за право надзирать
Генпрокуратура не оставляет надежды на аппаратный реваншРегулярно предпринимаемые руководством правоохранительных органов попытки перекроить полномочия в свою пользу часто обусловлены аппаратной борьбой, но иногда могут быть и полезны обществу. Очередная такая попытка была предпринята на этой неделе Генпрокуратурой: заслушав ежегодный отчет генпрокурора Юрия Чайки, Совет Федерации предложил вернуть прокуратуре контроль за следствием, частично отыграв назад реформу 2007–2010 гг., в результате которой был образован Следственный комитет (СКР). По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, идею расширения полномочий прокуратуры поддерживают «все сенаторы» (цитата по «Интерфаксу»). Кроме того, в Совете Федерации прозвучали предложения вернуть прокуратуре право рассматривать дела в отношении спецсубъектов: судей, следователей, депутатов и др.
Прокуратуре следовало бы активнее пользоваться уже имеющимися полномочиями, считает научный руководитель Института проблем правоприменения Вадим Волков. В частности, прокурор может передать дело из одного следственного подразделения в другое или в СКР по 37-й статье УПК или отказаться утвердить обвинительное заключение и направить дело в суд. Надзорные полномочия прокуратуры сократились на предварительной стадии расследования, отмечает вице-президент ЦСР, бывший следователь Мария Шклярук: например, требования прокуратуры об устранении нарушений в ходе предварительного следствия перестали быть обязательными к исполнению, прокуроры лишились полномочий прекращать дела за отсутствием состава и события преступления, а следователи получили право оспаривать постановление прокурора об отказе передавать дело в суд и устранять допущенные нарушения.
Возвращение этих прав прокуратуре могло бы уменьшить произвол на стадии предварительного расследования, считают Шклярук и Волков. Однако проблема недостаточного контроля за следствием не исчерпывается ограниченными полномочиями прокуратуры: проблема в обвинительном уклоне судов, которые возвращают дела, где допущены нарушения закона, в прокуратуру. По данным судебного департамента при Верховном суде, число возвращенных дел в 2007–2017 гг. снизилось в 3,4 раза: с 42 763 до 12 640.
Регулярно звучащие предложения расширить полномочия прокуроров свидетельствуют, что и спустя много лет после реформы Генпрокуратура не оставляет надежды на аппаратный реванш. В нынешней системе, когда суд не является полностью самостоятельной ветвью власти, способной обуздать произвол, уравнение прокуроров в правах со следствием повысит конкуренцию между силовиками и может облегчить положение обывателей, попавших под подозрение правоохранителей.