Распределенный реестр вины
Обвиняемые по делу о пожаре в «Зимней вишне» представляют коллективное государствоРасследование обстоятельств пожара в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» должно установить конкретных виновников гибели в огне 64 человек. Первые обвиняемые уже названы: судя по набору должностей тех, с кем работают следователи, речь идет о том самом совокупном государстве, работа которого стала ключевой причиной такой масштабной трагедии.
Пожар – это последнее звено цепи имитационной бюрократии, включающей местных чиновников, силовиков и надзорные органы: фундамент трагедии был заложен куда раньше, чем загорелась «Зимняя вишня». Как следует из сообщений Следственного комитета (СКР), первый проваленный этап контроля – строительный. СКР утверждает, что здание ТРЦ было самостроем, введенным в эксплуатацию без должным образом оформленных документов. На уровне строительного контроля и надзора с «Зимней вишней» работали две женщины-родственницы (одной предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями). Второй проваленный этап контроля – противопожарный. Как утверждает СКР, гендиректор компании – собственника здания знала о недостатках системы противопожарной безопасности, но ничего не предпринимала для устранения недостатков (ей также предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями). Их могла бы выявить пожарная проверка, которую здание проходило в 2016 г., – но претензий в отчете о проверке нет, да и сама проверка заняла два дня вместо двух недель. Третий проваленный этап контроля – обеспечение общей безопасности здания. Его охраняли ЧОПы, учрежденные детьми замначальника областного управления вневедомственной охраны ГУВД, – их сотрудники получили допуск к работе, не будучи к ней подготовленными, от подведомственного Росгвардии кемеровского Центра лицензионно-разрешительной работы и госконтроля. Росгвардия в порядке инициативы уже заявила о намерении направить в СКР обращение о привлечении сотрудников центра к ответственности, сообщил «Коммерсантъ».
Вины никто из обвиняемых не признает. И это логично – пока не загорелась «Зимняя вишня», вся их работа была бюрократической рутиной в рамках неформальных правил, установленных на административном рынке (СКР проверяет и коррупционную составляющую). Прохождение разных бумаг по инстанциям сквозь строй родственников и близких людей давно превратилось в ритуал, утративший физический смысл в виде буквального, на земле, контроля и надзора. «Есть замы, которые проверяют это все. Я почему? Моей подписи не было, я только утверждала. Я не знаю, я не помню, подписывала ли я», – оправдывалась одна из обвиняемых в интервью РЕН ТВ. В такой системе кормлений развитого феодализма каждый человек в государственной машине четко знает свое место, говорит политолог Алексей Макаркин. Периодически борьба с коррупцией выхватывает кого-то из этих производственных цепочек – остальные исходят из того, что посаженным просто не повезло, и система продолжает работать в прежнем режиме. После пожара в Кемерове должны начаться проверки пожарной безопасности всех ТРЦ, но это только верхушка айсберга, показывает история «Зимней вишни».