Как «Донской табак» стал японским
Последний российский независимый производитель сигарет куплен мировым табачным гигантом Japan TobaccoОдин из мировых табачных гигантов – Japan Tobacco Inc. 16 марта объявил о покупке последнего российского независимого производителя сигарет «Донской табак». Рынок давно поделен между транснациональными компаниями: кроме Japan Tobacco это Philip Morris и British American Tobacco. Японская корпорация готова заплатить за 6,7% российского рынка сигарет – именно столько у «Донского табака», по данным Nielsen, – почти $1,8 млрд, включая около $170 млн долга. Это одна из крупнейших сделок в истории российского табачного рынка.
«Донской табак» до сих пор оставался жемчужиной бизнес-империи ростовского бизнесмена греческого происхождения Ивана Саввиди – группы «Агроком». В нее также входят один из крупнейших в мире производителей пищевой упаковки «Атлантис-пак» и заметный на юге производитель колбас «Тавр». На развитии этих проектов, а также девелопменте (Саввиди достраивает в Ростове-на-Дону 5-звездочный отель Hyatt) пообещал сконцентрироваться гендиректор «Агрокома» Сергей Сапотницкий после закрытия сделки. При этом Сапотницкий подчеркнул, что решение взвешенное и продуманное: с учетом обстоятельств, сложившихся на рынке, – падения продаж, ужесточения регулирования и акцизной политики, роста теневой составляющей – стало очевидно, что возможности для развития предприятия год от года сокращаются. Здесь он не лукавит: продажи сигарет последние лет восемь неуклонно снижаются, как и их легальное производство, рынок же нелегальной продукции растет как на дрожжах – двукратное увеличение в 2017 г., по данным Nielsen. Особенно остра проблема на юге. Государство продолжает закручивать гайки: закрытая выкладка в магазинах, запрет на рекламу и курение в общественных местах. Чиновники не первый год грозят ввести обезличенную упаковку... Саввиди давно собирался продать компанию – он понимал, что своими силами уже не сможет развивать этот бизнес, замечает один из его знакомых.
Правда, есть у этой истории и менее очевидная сторона. Когда в 2010 г. политического долгожителя Владимира Чуба на посту губернатора Ростовской области сменила команда подмосковных варягов во главе с Василием Голубевым, отношения Саввиди с местной властью осложнились. Структуры Саввиди долгое время контролировали старый ростовский аэропорт, располагавшийся в черте города, в 20 минутах езды от центра. О необходимости вынести аэропорт за черту города разговоры шли давно, но никак не находился инвестор. С появлением в регионе нового руководителя об интересе к проекту заговорила «Ренова» Виктора Вексельберга (к тому моменту она консолидировала ряд региональных аэропортов). Окупить вложения было предложено с помощью земель старого аэропортового комплекса – здесь можно построить 4 млн кв. м жилья. Саввиди долго сопротивлялся, но в прошлом году Вексельберг открыл в Ростове первый после распада СССР новый аэропорт, а подготовка проекта реновации территории старого идет полным ходом.
С самого начала Саввиди грозился найти возможности для инвестиций в других регионах и за рубежом, писал журнал «Эксперт» в 2013 г. И времени не терял: с 2012 г. российский бизнесмен активно инвестировал в Грецию. Там он приобрел футбольный клуб PAOK, производителя сигарет SEKAP (компания вошла в сделку с Japan Tobacco), контроль в производителе минеральной воды Souroti, вместе с пулом инвесторов вложился в порт Салоники и получил гражданство Греции.
В условиях еще большей неопределенности для бизнеса после выборов президента и на фоне второй крупной сделки на российском рынке за последний месяц (16 февраля о продаже «Магнита» группе ВТБ объявил его основатель Сергей Галицкий) возникает подозрение, что это только начало череды сделок по выходу крупных бизнесменов из российской действительности.