Россия готова платить за знания

Образование снова стало важной статьей расходов россиян

За новостями об оживлении авторынка и росте сделок с жилой недвижимостью остался незамеченным возросший интерес россиян к платному образованию. По данным ВЦИОМа, расходы на обу­чение – себя и детей – вернулись в список важнейших плановых трат. В опросе 2016 г. его отметили 3% респондентов, в опросе 2018 г. – 10%. Образование – инвестиция долгосрочная, и рост спроса на него можно считать признаком и хорошей оценки социально-экономической ситуации, и важности знаний для благосостояния.

Падение спроса на платное обучение после 2014 г. фиксировали многие социологические исследования. Опрос «Ромира» в 2015 г. показал, что за свое образование готовы платить 14% респондентов, за детей – 28%. Двумя годами ранее было 32 и 39% соответственно. Исследователи объясняли это экономией из-за кризиса.

Нынешний резкий всплеск интереса к знаниям ВЦИОМ объясняет тем, что наиболее острый период кризиса позади и у россиян появилась уверенность в завтрашнем дне. По словам ведущего эксперта-консультанта ВЦИОМа Олега Чернозуба, домохозяйства в течение 2015–2016 гг. формировали денежные резервы, а теперь начинают их использовать. Реальные доходы населения, правда, не растут, но готовность платить за образование можно считать позитивным трендом. Декабрьский опрос фонда «Общественное мнение» показал, что лишь 11% россиян ожидают ухудшения экономической ситуации – почти втрое меньше, чем в конце 2014 г. А на изменения к лучшему лично для себя надеются 46% – самый высокий показатель с 2000 г.

Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин в целом согласен с ВЦИОМом, но указывает еще на два значимых стимула тратить на образование. По опросам Высшей школы экономики, более 40% российских семей готовы платить за более качественное образование детей. В числе факторов, которые россияне считают залогом успеха в жизни, хорошее образование теперь на первом месте – его отметили 68% респондентов, а личные связи – на треть меньше. По мнению Фрумина, колоссальные цивилизационные изменения последнего времени сделали новые знания и переобучение обязательными и в России это ощущается все больше. Следом за потребностью идет и рынок образовательных услуг, в первую очередь – онлайн-образование. А предложение тоже стимулирует спрос.

На тренд пожизненного образования указывает и Маргарита Зобнина, директор департамента экосистемных проектов Фонда развития интернет-инициатив. По оценке «Нетология-групп», опубликованной в сентябре 2017 г., оборот российского рынка онлайн-образования в 2016 г. составил 20,7 млрд руб. и в ближайшие пять лет, вероятно, вырастет более чем вдвое – до 53,3 млрд руб. Среди тех россиян, кто планирует получить дополнительное образование, 10% выбирают вебинары, скайп-практикумы и тому подобные онлайн-программы. А 59% родителей допускают, что их дети в той или иной мере будут получать образование онлайн.

Реальные доходы населения не растут, но готовность платить за образование можно считать позитивным трендом