Зачем государственный банк купил непрофильный бизнес

Крупнейшая торговая сеть может стать важным социальным ресурсом

Непреходящий интерес российского государства к розничной торговле воплотился в покупку ключевой доли в одном из лидеров отрасли. После согласования с Федеральной антимонопольной службой 29,1% акций сети «Магнит» перейдут группе ВТБ. Сделка выглядит вполне рыночной, но теперь бизнес-процессы крупнейшего по числу магазинов ритейлера будет контролировать государственный банк.

По словам основателя «Магнита» Сергея Галицкого, он слишком долго стоял у руля и устал от ежедневной психологической нагрузки. Как говорит предправления ВТБ Андрей Костин, предложение исходило от Галицкого, переговоры длились полгода и перешли в практическую фазу в декабре 2017 г. Вероятно, Галицкий предвидел, что год закончится для «Магнита» неудачно: при незначительном росте выручки чистая прибыль компании упала почти на 35%, капитализация в Лондоне – почти на 50%. Однако покупателя это не смутило. В пресс-релизе о сделке говорится, что руководство ВТБ видит огромный потенциал розничного сегмента и намерено, опираясь на опыт и финансовые ресурсы группы, вывести «Магнит» на качественно новый уровень развития. Опыт инвестиций в ритейл у ВТБ действительно есть, хотя не сказать, что фундаментальный: в 2009–2011 гг. «ВТБ капитал» дважды покупал доли в сети гипермаркетов «Лента». Но там иная и история покупки – вместе с партнерами (TPG и ЕБРР), и стратегия владения – сперва ВТБ заработал на IPO «Ленты», затем продал почти весь оставшийся пакет.

Следующей розничной инвестицией ВТБ стал сотовый оператор Tele2: покупка 100%, потом продажа половины компании структурам Алексея Мордашова и Юрия Ковальчука и на третьем этапе – ее слияние с сотовой «дочкой» госхолдинга «Ростелеком». Все это было осуществлено в течение одного 2013 года. «Ростелеком», до того владевший сотовой сетью на Урале, но получивший лицензию на четвертое поколение сотовой связи (LTE) на всю страну, благодаря ВТБ осуществил мечту стать федеральным сотовым оператором.

В случае с «Магнитом» не запланирована быстрая перепродажа: Костин намекает, что понадобится 5–6 лет, чтобы нарастить стоимость компании. Но если это владение вдолгую, государству грех им не воспользоваться. У федеральных и региональных властей давно идет тихая война с розницей за цены на полках, особенно на так называемые социально значимые товары (и Галицкий активно выступал против такого принудительного регулирования). По мнению управляющего директора по инвестициям «ТКБ инвестмент партнерс» Владимира Цупрова, у ВТБ в сделке с «Магнитом», несомненно, экономический интерес, но, если со стороны правительства возникнет желание использовать очень разветвленную розничную сеть для социальных проектов, банку будет сложнее сопротивляться, чем предыдущему собственнику.

16 350 торговых точек в 2664 населенных пунктах России – действительно значимый социальный ресурс. Особенно если помнить, что реальные располагаемые доходы населения который год снижаются, а живущих за чертой бедности уже больше 20 млн человек.

Максим Стулов / Ведомости