Год «Газпрома»
Перекрыть показатели 2017 года в ближайшем будущем газовому монополисту едва ли удастсяНравится это Еврокомиссии или нет, но серьезную конкуренцию российскому трубопроводному газу в Европе-2017 составить никому не удалось. Пока в Брюсселе весь год придумывали мандаты и говорили о необходимости снизить зависимость от «Газпрома», российская компания с невозмутимостью каравана шла ко второму подряд абсолютному рекорду экспортных поставок. И 2018 год начала с сообщения, его подтверждающего. 193,9 млрд куб. м газа, поставленного в Европу и Турцию, стали во всех смыслах историческим достижением для «Газпрома». И таковым, видимо, останутся.
Во-первых, для давно сформировавшегося европейского рынка это очень много. Доля российского газа в общем потреблении Европы уже в 2016 г. достигла 33% (179,3 млрд куб. м). По итогам 2017 г. этот показатель вырастет еще больше – Financial Times предварительно оценила его почти в 40%, расчеты Interfax Global Gas Analytics предполагают около 36%. Аналитики рейтинговых агентств и близкий к «Газпрому» собеседник «Ведомостей» ожидают рост до чуть более скромных 34–35%. Но все сходятся в одном – экспорт российского газа в 2017 г. рос быстрее рынка.
В известной степени это стало результатом стечения целого ряда благоприятных для «Газпрома» обстоятельств. Сначала потребности Европы в газе росли на фоне холодной и слишком затянувшейся зимы. Потом их поддерживали аномально жаркие июль – август и необходимость восполнения запасов в подземных хранилищах. И значительная часть дополнительного спроса пришлась именно на российский газ просто потому, что цена газпромовского газа все это время была в среднем ниже, чем у конкурентов.
«Газпром»
Акционеры:
Росимущество 38,37%
«Роснефтегаз» 10,97%
«Росгазификация»0,89%
Капитализация 3,4 трлн руб.
Выручка (МСФО, 9 месяцев 2017 г.) 4,6 трлн руб.
Чистая прибыль 581,8 млрд руб.
Но даже в этих, достаточно комфортных для «Газпрома» условиях 70% роста его экспорта пришлись всего на трех уже проверенных партнеров: Турцию, Германию и Австрию. Оставшиеся 30% – на восемь стран, заинтересованность которых в российском газе может облегчить компании успешную реализацию новых инфраструктурных проектов. Поддерживает этот интерес «Газпром» явно точечно, в том числе подписанием соглашений и меморандумов о модернизации газотранспортных сетей, как это было с Болгарией, Сербией и Венгрией в 2017 г. И вряд ли совпадением можно считать то, что это один из наиболее вероятных маршрутов сухопутного продолжения второй ветки «Турецкого потока». Аналитики допускают, что существует, возможно, еще и индивидуальный подход к вопросу формирования цены поставок – но это уже коммерческая тайна.
В 2018 г. фундаментальных оснований рассчитывать на повторение результатов прошлого года пока нет, не говоря уже о продолжении рекордной серии. Звезды еще «не сходятся». Отбор из подземных хранилищ в Европе начался на месяц позднее, чем в 2016 г., зима пока мягче. Как результат, в течение первой недели нового года объемы суточных поставок «Газпрома» на экспорт плавно снизились с 522 млн до 495 млн куб. м, что на 20% ниже среднего показателя в январе 2017 г. Главное конкурентное преимущество «Газпрома» – цена – тоже постепенно тает. Средняя стоимость российского газа в 2017 г. выросла на 17% до $196 за 1000 куб. м, и это не предел. Значительная часть контрактов российской монополии по-прежнему имеет привязку к нефтяной корзине, а стоимость барреля Brent с июля 2017 г. выросла почти в 1,5 раза. Временной лаг, с которым за нефтью следует цена газа, составляет от 6 до 9 месяцев. Если в Европе внезапно не начнется новый ледниковый период, а у конкурентов не произойдет серьезных технических сбоев, «Газпрому» в этих условиях предстоит борьба в лучшем случае за сохранение доли на главном для себя рынке. Потому что туда не только американский сжиженный газ и поставки из Азербайджана придут, но может еще и танкер с «Ямал СПГ» приплыть. Леонид Михельсон, конечно, говорил про хорошую премию на азиатском рынке – но из первых трех поставок с Ямала ни одна до Азии не дошла. Первая – то ли в Великобритании, то ли в Штатах, а еще два танкера разгрузились во Франции и Испании.