Почему объявление Путина об участии в выборах не имеет значения
Единственная интрига президентских выборов 2018 года, и без того чисто символическая, умерлаДело сделано: 6 декабря на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде Владимир Путин сообщил рабочим, что намерен баллотироваться в президенты на очередной, четвертый для него срок. ГАЗ за вас, ответили рабочие. Так банально разрешилась невеликая интрига президентских выборов 2018 г.
Нет, интрига была не в том, будет ли Путин участвовать в выборах, – робкие разговоры о гипотетической возможности его отказа умерли через несколько дней после рождения, оставив после себя легкое чувство неловкости. Интрига была разве что в том, когда и где он произнесет эти несколько слов. Вариантов было много, и обсуждений было много, и плюсов-минусов той или иной даты было много, но смысла в этом было мало: то, что услышали рабочие ГАЗа 6 декабря в Нижнем Новгороде, могло быть сказано сегодня, завтра, 31 декабря, в Москве, Пензе или Тынде, военным, школьникам или поварам. Выдвижения Путина на новый срок можно ждать в любой день, готовыми нужно быть каждый день, сказал накануне его пресс-секретарь. Золотые слова. Каждый день ждали, ждали, устали ждать. Теперь можно перестать ждать.
Глава Чечни Рамзан Кадыров, конечно, назвал 6 декабря 2017 г. «историческим днем, праздничным днем», но едва ли он войдет в историю наравне с 24 сентября 2011 г., когда стало понятно, что Путин пойдет на выборы в третий раз, а Дмитрий Медведев останется президентом одного срока. Это был принципиальный выбор. Сейчас – формальный, да и выбора, собственно, нет.
6 декабря 2017 г. единственная интрига президентских выборов 2018 г., и без того чисто символическая, умерла. Да, впереди их официальное объявление, старт кампании, выдвижение других кандидатов (и едва ли среди них будет действительно стремящийся к победе Алексей Навальный), потом агитация, привычный отказ от дебатов, голосование, подсчет и оглашение результатов, наконец, – но это все не имеет значения ни для кого, кроме официальных хроникеров выборов и ЦИК. Все эти обязательные, конечно, но чисто технические этапы и их обстоятельства многими воспринимаются как лишняя помеха – в частности, либералами-экономистами, которые вынуждены ждать сначала избрания, а затем вступления нового старого президента в должность как отмашки для старта давно назревших реформ (или же для отказа от них). Для остальных же выдвижение Путина – что-то вроде наступления Нового года: наутро жизнь пойдет так же, как и прежде, безотносительно иррациональных иллюзий кануна Новогодья.
Впереди у страны еще шесть лет жизни – надо думать, плюс-минус похожей на прежние 17 путинских лет. Рабочие ГАЗа будут собирать автомобили, либералы – говорить о важности реформ, Кадыров – славить президента, Навальный – биться за право участия в выборах. За это время совершеннолетними, т. е. полноценными избирателями, станут те, кто при Путине-президенте и родился. Вырастет целое поколение, для которого главная интрига президентских выборов всего лишь выбор даты и места для произнесения нескольких слов, которых надо ждать каждый день.