Кого наказывать за несогласованные митинги

Отказ городских властей в согласовании акций ведет к резкому росту числа правонарушителей

Согласование митингов оппозиции вынуждает местную бюрократию выбирать между официальным курсом на бÓльшую терпимость (пусть и декларативную) к политическим оппонентам в предвыборный период и привычкой «тащить и не пущать», когда речь идет о конституционном праве на свободу собраний.

В субботу Владимир Путин по итогам состоявшегося 30 октября заседания Совета по правам человека (СПЧ) поручил Генпрокуратуре до 15 февраля отчитаться, как власти применяют законодательство о проведении митингов и шествий. Поручение президента прозвучало весьма кстати. Накануне в Самаре, где городские власти отказались согласовывать митинг сторонников Алексея Навального, сначала районный суд, а потом и областной отменили отказ в согласовании и обязали горадминистрацию согласовать митинг в центре города. Вскоре, как утверждают самарские активисты, организаторов акции задержали, звукоусилительную аппаратуру у них изъяли, а утром разобрали и сцену. Площадь, где предполагалась встреча с Навальным, огородили автобусами для трехдневного фестиваля танца живота (в Самаре было -6). Тем не менее митинг состоялся.

СПЧ отмечал в докладе, что отказ властей в согласовании митингов, их перенос на окраины противоречит решению Конституционного суда от 14 февраля 2013 г., которое обязывало власти предоставлять для массовых мероприятий удобное для участников место. По данным СПЧ, 26 марта 2017 г. власти согласовали акции сторонников Навального против коррупции в 91 городе и отказали в 41. Запланированные на 12 июня 2017 г. митинги, по данным портала «ОВД-инфо», были согласованы в 50 городах из 154, еще в 68 заявители согласились с переносом. Эти отказы провоцируют несанкционированные акции, за которые наказывают их участников, хотя по духу закона к ответственности следует привлекать чиновников, нарушивших право граждан на мирные собрания. В результате, по данным судебного департамента при Верховном суде, число привлеченных к ответственности за нарушение порядка проведения массовых акций (2825 человек) в первом полугодии 2017 г. превысило показатели за весь 2015 год и 2016 г. и приблизилось к уровню протестного 2012 года.

Кремлю накануне выборов невыгодны массовые нарушения гражданских прав, он демонстрирует готовность прислушаться к правозащитникам, отмечает политолог Александр Кынев. Однако местные чиновники не услышали прямого приказа Москвы и действуют по инерции, будучи уверены в безнаказанности за противодействие митингам. Нельзя, впрочем, исключить, что местные власти получили негласные указания не идти на прямую конфронтацию с оппозицией, но препятствовать ей разнообразными «танцами живота».

Местные чиновники не услышали прямого приказа Москвы и действуют по инерции