Время разбрасываться угрозами
Стоит ли бояться заявлений главы МВДТорговля угрозами широко востребована силовиками, желающими повысить свой политический и аппаратный статус накануне выборов. Однако торговля угрозами крайне туманными и впроброс способна привести к обратному результату, поставив вопрос о неэффективности работы силовых ведомств как перед властью, так и перед гражданами.
В среду министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на правительственном часе перед депутатами Госдумы, заявил об угрозе нарастания межнациональной напряженности в отдельных регионах, не назвав при этом конкретные регионы. Министр не назвал даже источник своих опасений, несмотря на то что спецслужбы традиционно проводят такие исследования с опросом большого числа людей в регионах, отмечает регионовед Наталья Зубаревич. Правда, результаты таких исследований остаются закрытыми для общества.
Публичные же источники не фиксируют повышенного уровня угрозы, о котором доложил депутатам Колокольцев. По данным георейтинга ФОМа, проведенного в апреле 2016 г. (опрос 77 000 человек по всей стране), с неприязнью по национальному признаку или с нарушениями прав на национальной почве сталкивалось более 5% респондентов, но в отдельных регионах (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Тува и др.) их доля составила 10–12%. В отдельных кавказских регионах (кроме уже упомянутых – в Дагестане и Ставропольском крае) остаются законсервированными нерешенные конфликты из-за изъятия земли в пользу местных элит, отмечает социолог Денис Соколов. В условиях, когда бюджеты сокращаются, а официальные доходы населения снижаются, растет роль земельных угодий в неформальной экономике и поддержании привычного уровня жизни.
Обострение земельных конфликтов может привести и к росту межнациональных противоречий.
В отдельных регионах на обострение противоречий играет и Москва. Отказ от подписания нового двустороннего договора между Москвой и Казанью сам по себе едва ли может быть поводом для конфликта, а вот попытки центра ограничить преподавание татарского языка в школах Татарстана способны задеть чувства сотен тысяч людей, спровоцировать недовольство там, где его можно было избежать. Это понимают и в Москве: вскоре после того, как стало известно о подаче педагогами школы в Набережных Челнах иска в Верховный суд с требованием разрешить обязательное изучение татарского в школах, Министерство образования России согласилось внести такие поправки в федеральный государственный образовательный стандарт, сообщил министр образования Татарстана.
Уровень напряженности и протестной активности растет преимущественно из-за социально-экономических неурядиц и коррупции, этнические причины второстепенны, отмечает политолог Александр Кынев. Зато разговоры о росте межнациональной напряженности без конкретизации угроз и обозначения их причин способны повысить уровень тревожности в обществе и власти, а заодно поставить вопрос об эффективности работы силовиков по предупреждению конфликтов.