Карибские уроки власти
Чем Дональд Трамп похож на Никиту ХрущеваГодовщина Карибского кризиса – опаснейшего послевоенного момента истории, грозившего уничтожить человечество, – напоминает о степени ответственности великих держав и их лидеров за сохранение мира: понимание масштаба опасности должно быть естественным ограничением стремления досадить сопернику.
Пятьдесят пять лет назад противостояние между США и СССР из-за размещения советских ядерных ракет на Кубе поставило мир на грань ядерной войны. 22 октября 1962 г. президент США Джон Кеннеди сообщил об обнаружении советских ракет и объявил о начале морской блокады острова. В ответ советское правительство, уверенное, что Вашингтон не разгадал деталей операции по переброске ядерного оружия (операция «Анадырь»), заявило, что США «берет на себя тяжелую ответственность за судьбы мира и ведет безрассудную игру с огнем». Спустя два дня в ответ на письмо Кеннеди первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев заявил о готовности «принять вызов». Критический момент настал 27 октября, когда советские зенитчики сбили американский самолет-разведчик U-2, снимавший ракетные позиции.
Американские генералы требовали нанести удар по Кубе, советская элита желала досадить американцам. Но Хрущев и Кеннеди осознали: дальнейшая военная эскалация чревата невиданной катастрофой. Они не поддались давлению ястребов и проявили исключительное самообладание в условиях неналаженной оперативной связи между первыми лицами. Кеннеди и Хрущев обменивались посланиями, брат американского президента министр юстиции Роберт Кеннеди встречался с послом СССР Анатолием Добрыниным, чтобы уточнить предложения Москвы.
Утром 28 октября было обнародовано обращение президиума ЦК о демонтаже ракет, которые США считали наступательными, и их возврате в СССР. США сняли блокаду Кубы, гарантировали ее безопасность и обещали ликвидировать ракетные позиции в Турции (вывели в 1963 г.).
Спустя 55 лет ситуация сложнее и проще одновременно. Конфликт между Россией и США утратил непримиримый идеологический характер, главы двух государств со времен кризиса соединены «красным телефоном», по которому могут экстренно обсудить острые ситуации. Однако за 55 лет существенно выросло число стран – обладателей ядерного оружия и далеко не все их руководители осознают масштаб последствий его применения, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Нынешние лидеры в отличие от Хрущева и Кеннеди не видели своими глазами последствий Второй мировой войны и, похоже, не всегда отдают себе отчет в степени опасности своих эскапад: сегодня экстравагантность Хрущева присуща не только новичкам ядерного клуба, но и Дональду Трампу. Это создает угрозу катастрофы в Восточной Азии, потенциально способной унести десятки миллионов жизней.