Как считает министр образования
Ольга Васильева предложила сократить число вузов в программе «5-100» до шестиГоспрограмма повышения международной конкурентоспособности российских вузов «5–100» может подпасть под секвестр ради отчета перед президентом. Мастерство аппаратной логики продемонстрировала в среду министр образования Ольга Васильева, выступив с предложением исключить из программы большинство вузов, лишив их госфинансирования.
Из 21 вуза, участвующего в программе «5–100», Васильева хочет оставить шесть: ВШЭ, МФТИ, ИТМО, МИФИ, МИСиС и Новосибирский госуниверситет (НГУ), пишет «Коммерсантъ». Между ними и нужно разделить оставшиеся 29,2 млрд руб., которые правительство должно выделить до 2020 г. Предложение Васильевой было неожиданным для всех, включая вице-премьера Ольгу Голодец, которая пыталась свернуть обсуждение этой темы.
Программа «5–100» началась в 2013 г., в нее вошло 14 вузов, затем при министре Ливанове список расширили до 21. Формальная цель поставлена президентом Путиным в 2012 г. – к 2020 г. не менее пяти российских вузов должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов. Не менее пяти – это шесть, посчитала теперь Ольга Васильева, промежуточные результаты вузов ее не устраивают. «Если не сосредоточим ситуацию в шести вузах, никакого решения задачи, поставленной президентом, не будет», – цитирует Васильеву «Коммерсантъ».
«Буква указа – пять вузов в первой сотне, но дух – повышение глобальной конкурентоспособности системы высшего образования», – говорит научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин. Чтобы пять вузов было в первой сотне, нужно 10 иметь во второй, а еще 20 – в третьей. Аналогичные программы реализуются в 16 странах, и логика там схожая. В Китае девять вузов получают очень большие ресурсы, говорит Фрумин, следом идет группа из 30 вузов, которые получают чуть меньше, дальше – еще чуть меньше. Китайские или немецкие университеты, участвующие в аналогичных программах, получают в 2–3 раза больше в расчете на студента.
За ориентир Минобр взял три рейтинга: Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU). Вузы бросились подстраиваться под глобальные рейтинги, в том числе накручивая рейтинги как в мусорных журналах (меньшинство), так и в топовых научных (большинство), где число публикаций ученых из России действительно выросло, отмечает директор Наукометрического центра ВШЭ Иван Стерлигов. Основные проблемы возникли с показателями, связанными с репутацией в международном научном сообществе, – на это нужны годы. Минобр включил в систему рейтингов предметные по конкретным научным направлениям, и пять вузов вошли в топ-100 разных предметных рейтингов: МФТИ, МИФИ, НГУ, ИТМО и ВШЭ. Что касается глобальных, то МГУ попадает в топ-100 ARWU, в 2017 г. – на 93-м месте, в топ-500 – СПбГУ и НГУ. МФТИ вошел в топ-800 (группа «501–600»). В последнем рейтинге QS из 965 вузов – 24 российских: МГУ поднялся на 95-е место, СПбГУ – с 258-го на 240-е; НГУ – с 291-го на 250-е. Несмотря на скромные показатели, образовательный и исследовательский уровень в вузах из списка «5–100» растет, отмечают Стерлигов и Фрумин.
Видимо, этого действительно недостаточно для успешного отчета перед президентом. Тем более что государство старается на образовании экономить в пользу безопасности. В январе этого года директор департамента финансов Минобрнауки Андрей Зарубин пояснял, что расходы на проект «5–100» будут сокращены на 6% по сравнению с 2016 г. Васильева тогда обещала, что список вузов из проекта «5–100» сокращен не будет. Но и ее терпению наступил предел.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия).