Спектакль суда и Следственного комитета
Арест Кирилла Серебренникова как современное искусствоВ театральном деле, главным фигурантом которого стал Кирилл Серебренников, по-прежнему не известен заказчик. Не вполне ясны и цели показательного процесса. Только давайте сразу оговоримся – даже те, кто спрашивает: «Ну а вдруг и правда воровал?», понимают, что судят Серебренникова не за это.
Хотя бы потому, что простой взгляд окрест заставляет подозревать воровство куда больших масштабов, чем инкриминируется следствием участникам проектов «Платформа» и «Седьмая студия». К примеру, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального регулярно поставляет такие цифры и факты, что можно снимать голливудские блокбастеры, однако эти сюжеты Следственному комитету скучны.
Зато в Следственном комитете любят театр. И чтут театральные традиции отечественных карательных органов. Недаром задержание ночью в Петербурге и этапирование в Москву Серебренникова было обставлено так, что культурная общественность вспомнила об аресте Всеволода Мейерхольда. Сравнение леденящее даже с поправкой на то, что трагедия повторяется в виде фарса. Потому что от фарса мы тоже устали. А можно просто не повторять? Нам совсем не нравится этот спектакль.
Но мы идем к дверям Басманного суда, где Серебренникову назначают меру пресечения. И долго, куда дольше, чем на любой премьере, аплодируем, потому что это театральный способ выражения солидарности с режиссером.
Хотя спектакль поставлен скорее всего не для нас. Галерка эмоциональна и шумна, там моментально вспыхивают склоки, и авторам шоу, наверное, забавно наблюдать, как одна часть культурной общественности выкатывает другой моральные претензии. Но это, увы, не менее предсказуемо, чем попытки власти обвинить оппозицию в том же воровстве, в котором оппозиция обвиняет власть.
Основная интрига, вероятно, в реакции VIP-партера. И, конечно, в его составе. О, какой тут открывается простор для конспирологии! Особенно после того, как главный зритель бросил «да дураки!», а шоу не просто продолжилось, но вышло на новый драматический уровень. На этом месте должна начаться пластинка про войну башен Кремля и грызню бульдогов под ковром, в результате которой режиссер Серебренников оказался героем чужого спектакля. Однако заводить ее так же тоскливо, как напоминать, что домашний арест для трудоголика Серебренникова та же тюрьма. На суде режиссер просил дать ему продолжить работу. Но суд, как и Следственный комитет, по-своему понимает одну из ключевых формул современного искусства – что процесс важнее, чем результат.