Визовый конфликт с США укрепляет изоляцию России
Культурный эффект шире, чем техническая проблемаОграничения на выдачу американских виз гражданам России вроде бы технический, но при этом символически важный этап в развитии новой холодной войны.
До сих пор в «дачной» части дипломатическое противостояние шло по линии отношений России и США как государств. Решение дипмиссии США приостановить и затем замедлить выдачу неиммиграционных виз россиянам бьет уже по гражданам. Причем это скорее эффект контрсанкций, чем санкций: Владимир Путин объявил о высылке 755 американских дипломатов (из США в 2016 г. были высланы 35 российских) и американская дипмиссия приводит свою работу в соответствие физическим возможностям.
Этот эффект большинство граждан России не заметят (как не замечают эффект продовольственного эмбарго). Туристов, студентов, предпринимателей и родственников уехавших в США на ПМЖ в общем количестве россиян мало. Россияне с уже налаженными с США связями могут и не почувствовать изменений в работе визовых отделов, считает политолог Борис Макаренко: американские визы, как правило, долгосрочные, а повторное получение визы того же типа, что и раньше, собеседования не требует.
Ну а те, кто не собирался или не может себе позволить тур в США, как правило, во всем согласны с государством и видят в Америке врага. Таким образом, культурная изоляция будет укрепляться, и этот эффект значительно шире, чем технический эффект от ограничения на выдачу виз.
Для Кремля в нынешнем изводе – чуть ли не победа. Вот не ездили советские граждане за рубеж – и все было прекрасно; почему бы не достать этот тезис и не добавить его к другим популярным лозунгам о преимуществах позднего социализма.
Любопытно, что смягчение визового режима с США приходится на правление президента Медведева – в ноябре 2011 г. было заключено соглашение, которое упрощало процедуру и сокращало время выдачи визы, увеличивало срок визы для туристов и бизнесменов. Закон о ратификации подписывал уже президент Путин в 2012 г.
Затруднение с выдачей виз – это еще не собственно дипломатический ответ, который госдепартамент обещал дать на высылку своих дипломатов до 1 сентября, говорит эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Сейчас счет 1:1, но мяч на стороне США. В ответной американской ноте может содержаться, например, требование сократить число консульств России в США с нынешних четырех до трех – столько сейчас консульств США в России. Другой неблагоприятный для России вариант – требование включить российскую миссию при ООН в общую квоту российской дипмиссии, что приведет к сокращению численности дипломатов. Вот эти требования, полагает Фролов, будут наверняка восприняты российским МИДом как выход на новый уровень конфликта, требующий нового ответа. Но есть вероятность, что новых требований выдвинуто не будет и система придет в подобие нового, ущербного, но равновесного состояния.