Предвыборная площадка реновации
Московские власти делают выводы из неудачной медиакампанииМосква нашла 323 стартовые площадки с потенциалом строительства 5,8 млн кв. м недвижимости, сообщил на прошлой неделе заммэра Москвы Марат Хуснуллин. «Ведомостям» стали известны первые 113 площадок из них. В этом списке есть готовые и строящиеся дома, участки, занятые парковками и ветхими зданиями, а также пустыри. Все участки максимально приближены к районам реновации, 85–90% жителей останется в своих микрорайонах, пообещал Хуснуллин.
Программа реновации развивается стремительно: 7 февраля муниципальные образования Москвы попросили мэра Сергея Собянина продлить программу сноса пятиэтажек; 21 февраля он обратился к президенту Владимиру Путину, с тем чтобы тот дал добро на разработку федерального законодательства; 10 марта появился законопроект о реновации жилищного фонда; 2 мая мэрия опубликовала список домов под снос, а 1 июля президент подписал закон. До конца года мэрия начнет переселять первых жителей пятиэтажек в новые дома.
Возможно, форсировать события мэрию вынудили приближающиеся выборы, говорили еще весной политологи. В марте 2018 г. россиянам предстоит избирать президента страны, а в сентябре москвичам – мэра. Реновацию связывали с выборами. Позитивный проект накануне выборов должен был решить для Собянина сразу несколько задач: ликвидирует старый жилой фонд, защитит бюджет, а самое главное – добавит электоральной поддержки за счет семей с невысокими доходами, которые не могут улучшить жилищные условия с помощью рыночных механизмов. Это было бы важно и для Путина, который традиционно набирает в Москве меньше всего голосов. Неспроста, когда программа начала набирать протестные настроения, Путин пригрозил отклонить законопроект.
Если осенью следующего года сменится мэр, для программы реновации это станет риском, говорил недавно в интервью «Ведомостям» Марат Хуснуллин. Противники реновации расценили слова чиновника как попытку политического шантажа и скрытую избирательную кампанию.
У реновации был шанс стать основой позитивной повестки для президентской и мэрской кампаний в момент старта программы и был шанс задать негативную повестку в марте – апреле, говорит политолог Дмитрий Орлов. Но сейчас восприятие реновации нейтрально. И это оптимальное восприятие для мэрии. Ведь те, кто воспринимает реновацию позитивно – а их значительное количество, – молчат; противники же выступают достаточно жестко – дай только повод, считает Орлов. О сложностях работы с населением говорил и Хуснуллин: «Этот проект, наверное, самый тяжелый <...> из-за тонкостей работы с населением».
Вероятно, поэтому город меньше говорит про реновацию, а сама тема перестала быть повесткой только лично мэра Собянина, как было в самом начале. Ставка на реновацию в предвыборный период неоправданна – позитивный эффект будет незначительным, а консолидация протестных настроений происходит быстро, говорит Орлов. Город это понимает. Теперь задача московских властей – сделать проект витринным и максимально наглядно показать его положительные стороны. И не связывать его с выборами.