Зэки на стройках капитализма
Почему РЖД не стоит использовать труд осужденных на строительстве ВСМПрошлое, когда труд заключенных активно применялся на стройках государственного значения, а тюремная система была важной частью советской экономики, не оставляет умы нынешних руководителей пенитенциарной системы.
Как сообщил в четверг официальный портал управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Татарстану, УФСИН и РЖД обсуждают вопрос использования труда осужденных к обязательным и исправительным работам (таких в республике сейчас более 1800 человек) на объектах ОАО «РЖД», в том числе на строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Такие осужденные отличаются от обычных заключенных: они не находятся за решеткой, заняты, как правило, неквалифицированным трудом в системе ЖКХ.
Идея использовать заключенных и отбывающих наказание на стройках госкапитализма прозвучала не впервые. В июле 2014 г. замдиректора ФСИН Олег Коршунов сообщил «Коммерсанту», что заключенные колоний-поселений примут участие в строительстве моста через Керченский пролив и послеолимпийском благоустройстве Сочи. В апреле 2016 г. госсовет Коми внес в Госдуму законопроект о создании колоний-поселений при крупнейших предприятиях региона.
Россия остается одной из стран – лидеров по доле осужденных среди населения. По данным ФСИН на 1 июля 2017 г., в колониях находилось 505 206 человек, еще 33 957 – в колониях-поселениях, 63 668 человек (данные на конец 2016 г.) осуждены к обязательным работам. Условия труда в обычных колониях часто противоречат нормам охраны труда, оплата мизерная. В колониях-поселениях условия могут быть получше, а оплата чуть выше, но тоже далека от труда «на воле». Фактическое отсутствие внешнего контроля создает условия для злоупотреблений администрации и коррупции.
Осужденные к исправительным и обязательным работам по закону могут быть заняты только неквалифицированным трудом. Получается, что на строительстве ВСМ им предстоит работать фактически землекопами: привет труженикам ВСМ-лага от тружеников БАМлага! Что-то такое, похоже, пришло в голову и представителям РЖД: в четверг днем компания выпустила релиз, где заверила, что конкретно ВСМ Москва – Казань осужденные строить не будут. Но окончательное решение о привлечении осужденных к работе на объектах РЖД в целом пока не принято.