Реновация госзаказа
Реформа системы госзаказа не сделала ее конкурентнойСистему госзакупок в России совершенствуют и совершенствуют, а ей почему-то все хуже и хуже. На развитие новой версии Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), введенной в 2014 г., в федеральном бюджете 2015–2017 гг. было зарезервировано около 2,5 млрд руб.: это привело только к умножению и без того избыточных правил и условий, которые тысячами выпускают министерства и ведомства, полагают авторы доклада об итогах работы системы в 2015 г. из Центра стратегических разработок (ЦСР).
Закупки вместо конкурентной среды за лучший товар или услугу по лучшей цене, как они задумывались, стали системой распределения госсредств, в которой главное – соблюсти правила, как в армии.
Госзакупки – кровеносная система российской экономики, констатируют авторы доклада ЦСР. Через ЕИС продаются товары всех рынков и классов, в ней, по расчетам ЦСР, обращается от 25,6 трлн до 30,3 трлн руб., это примерно 31–37% ВВП страны. Точнее не может сказать никто, отмечают авторы: ни предыдущий куратор системы – Минэкономразвития, ни нынешний (с 1 июля 2017 г.) – Минфин. Отчего так? Авторы доклада пишут, что контракты в базе данных меняют «задним числом», решив вопросы в «рабочем порядке». Это не обязательно коррупционные сделки, но по такой схеме массово работают, например, картели. Конкурс в сговоре с другими его участниками выигрывает одна компания, которая после отказывается от контракта и его получает тот, кто нужно.
Из доклада следует, что госзакупки – не рыночная система. Ее эффективность ориентируется не на общественные нужды, как следует из природы контрактных экономических отношений в госзаказе, а на соответствие регламенту для получения доступа к государственным деньгам. Неудивительно, что 60% от суммы всех контрактов в 2015 г. было распределено без конкуренции, отмечают авторы доклада. Это означает, что и заказчики, и поставщики успешно ее имитируют. И это при том, что законы о контрактной системе правятся до 50 раз в год, а правила дорабатываются в подзаконных актах, где только основных – порядка 300. Причина – многочисленные пробелы, нестыковки, коллизии и случайные ошибки в правовой системе, отмечается в докладе.
Нужна «новая архитектура госзаказа», резюмируют авторы доклада. «Если подход к закупкам не поменять, они будут и дальше развиваться как отдельный инородный рынку элемент, а это уже не просто «не поможет» экономическому развитию страны, но и навредит: объемы неэффективно используемых средств будут ежегодно расти», – отмечают эксперты ЦСР.
Но хотят ли перемен заказчики и поставщики? По данным ЦСР, в 2015 г. госструктуры (органы власти и их учреждения) заключили контракты на 5,5 трлн руб. (по 44‐ФЗ), госкомпании – на 26 трлн руб. (по 223‐ФЗ). Госзаказ монополизирован: на 2,6% заказчиков приходится 80% закупок, а 3,5% поставщиков получают 80% госсредств; при их распределении доминируют Москва и Петербург. Один крупный поставщик перераспределяет деньги по цепочке, бывает, десяткам субподрядчиков, например, на стройке. Есть заводы, принципиально не участвующие в госзакупках, а продающие свой товар фирме-посреднику, профессиональному победителю госзаказа. Такая кровеносная система, считает ЦСР, сложилась «под влиянием разных групп лоббистов», которые торпедировали принципы конкуренции, ответственности за результат, ориентации на нужды государства и граждан. Но так работает ресурсное государство. Как ни меняй правила и процедуры, попытки изменить природу госзакупок, экономические правила игры без изменения одновременно политических обречены на неудачу.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)