Европейские помощники «Газпрома»
Как «Северный поток – 2» поссорил Европу с СШАПолитические разногласия отходят на второй план, когда речь идет о сохранении экономических отношений. «Газпром» получил мощного союзника в борьбе за реализацию «Северного потока – 2» в лице Еврокомиссии, которая пригрозила США ответными мерами в случае принятия нового пакета антироссийских санкций, включающих ограничения для участников строительства российских экспортных трубопроводов. Как сообщила в понедельник Financial Times, ответ может принять форму законов, которые позволили бы Европе игнорировать условия американских санкций, если США откажутся «публично или письменно» подтвердить, что санкции не затронут интересы Евросоюза.
Это беспрецедентный случай обострения разногласий Европы и США по вопросу антироссийских санкций с момента их введения в 2014 г. Сроки поджимают: голосование в палате представителей конгресса запланировано на 25 июля, Еврокомиссия готова обсуждать ответ уже 26 июля.
Новые санкции – часть большого и принципиального для конгресса закона, который одновременно делает невозможной отмену президентом санкций без согласия законодателей. Санкции могут быть наложены, если президент США посчитает, что лицо или компания сознательно инвестируют в строительство экспортных трубопроводов более $5 млн в год или $1 млн единовременно или предоставляют для этого услуги или технологии. Такие ограничения в первую очередь ударят по «Северному потоку – 2» – новому трубопроводу «Газпрома», главному альтернативному пути доставки российского газа в Европу в обход Украины.
Ранее «Газпром» признал, что вступление в силу закона о санкциях в нынешнем виде способно помешать его сооружению.
Соглашение о финансировании строительства трубопровода подписали с «Газпромом» французская Engie, австрийская OMV, британско-голландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershell.
Европе не удастся настоять на изменениях в законопроекте из-за нехватки времени, однако они, вероятно, могут добиться от Дональда Трампа обещаний их не применять под угрозой ответных мер по линии ВТО, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Структура экономических отношений России с ведущими странами Евросоюза принципиально другая, чем с США, отмечает директор Центра европейских исследований ВШЭ Тимофей Бордачев: здесь существует реальная взаимозависимость, которая вынуждает разделять политические трения и интересы корпораций.
Активная поддержка Трампом наращивания экспорта американского сжиженного природного газа в Европу дала основания некоторым аналитикам полагать, что санкции – это в том числе попытка расчистить рынок для себя. Но это только пропаганда, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин: американские компании, торгующие СПГ, ориентируются на рынки, где он дороже, – Азию, Южную Америку, объемы поставок в Европу крайне малы из-за низких цен. Отправлять туда газ по приказу своего президента не в американских традициях.