Как увязать внешнюю политику с задачами внутреннего развития
ЦСР и РСМД предлагают Кремлю сохранить державуВ мае 2016 г. на заседании президиума экономического совета Алексей Кудрин призвал поменять внешнюю политику, чтобы выйти из экономической изоляции. Владимир Путин, по словам участников заседания, ответил, что у страны тысячелетняя история и Россия не станет торговать суверенитетом. В 2017 г. руководимый Кудриным Центр стратегических разработок (ЦСР) – think tank, подготовивший один из вариантов программы развития экономики на 2018–2024 гг. О политических реформах и внешней политике в нем не говорится.
Но 29 июня ЦСР вместе с Российским советом по международным делам (РСМД) опубликовали «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире», которые можно считать новой попыткой мягкого убеждения людей, принимающих решения, в том, что эту внешнюю политику пора менять. Будет ли новая попытка успешной?
Прежде всего, это очень дипломатичный документ во всех смыслах. Авторы не предлагают конкретных решений, а описывают направления работы. Они отмечают, что Россия – одна из наиболее мощных мировых держав, особенно в военном отношении, она отстаивает свои интересы и может играть активную роль сразу в нескольких регионах. В ситуации, когда мир стоит на развилке – рост конфликтности либо победа процессов глобализации, – российская политика может стать важным фактором в пользу второго сценария.
Но для этого надо кое-что изменить. Нужно сделать так, чтобы Россия имела внутренние силы для поддержания своего статуса в современном мире – развитую экономику, человеческий капитал, качественное государственное управление. А этого, как ни жаль, не добиться в условиях изоляции и милитаризации.
Конечно, ни в коем случае нельзя идти на односторонние уступки и сдачу позиций! Не дай бог! Но и «ставка на неизбежную хаотизацию международных отношений не должна быть исходной предпосылкой позиционирования России в мире и не должна определять ее внешнюю политику».
Прямая военная агрессия против России сегодня маловероятна – как бы утешают авторы силовое крыло российской власти. А вот экономическое, технологическое и институциональное отставание уже налицо и может нарастать. Преодоление этого отставания «в условиях закрытости от внешнего глобализирующегося мира невозможно», нужно придумать «формулу получения выгод от глобализации», но с сохранением «пространства для маневра» и «стратегической самостоятельности в вопросах безопасности».
Эксперты предлагают разработать на главных направлениях (постсоветское пространство, Запад, Азия, международные организации и союзы) позитивные проекты развития сотрудничества, уходить от военно-политической повестки (в том числе содействуя скорейшему прекращению конфликтов на Украине и в Сирии), расширить число субъектов внешнего сотрудничества, вовлекая в него регионы, бизнес, ученых, гражданское общество. В общем, нужна «тесная увязка внешней политики с задачами внутреннего развития».
Отличный доклад, осталось теперь, чтобы он был востребован. Это маловероятно, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Изменить внешнюю политику, не меняя механизмов принятия решений, вряд ли получится. Во внешней и оборонной политике ключевую роль играют силовики, сумевшие доказать Кремлю правильность и успехи нынешнего курса. МИД, военные и спецслужбы не доверяют либералам и Западу и это недоверие взаимно, отмечает политолог Алексей Макаркин, идеи ЦСР встретят сопротивление. Смягчение конфликта с Западом на основе предложений экспертов возможно только в случае серьезного ухудшения социально-экономической ситуации через несколько лет.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)