Летает ли российская наука
Некоторые успехи есть, но до передовых стран далекоОтечественная наука продолжает работать и достигла некоторых успехов, несмотря на бюрократическое давление и недостаточное финансирование исследований. Это не должно рождать иллюзий стремительного роста, и этого недостаточно, чтобы преодолеть отставание от передовых стран.
Министр образования и науки Ольга Васильева заявила на совместном заседании совета Российского союза ректоров и президиума Российской академии наук о взлете отечественной науки. По словам Васильевой, за прошедший год на 43% выросло число молодых ученых, внебюджетное финансирование увеличилось на 19 млрд руб., а доля публикаций российских ученых в международных научных журналах, по данным Web of Science, превысила намеченный в майских указах показатель 2,44%.
Стремление назначенного год назад министра показать положительные изменения объяснимо. И положительная динамика в международных рейтингах науки и высшего образования есть. Это итог системных действий за длительный период, в числе которых новые критерии оценки работы научных учреждений и вузов, господдержки научных журналов, считает директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. В 2011 г. доля публикаций отечественных ученых составляла всего 1,86%, Россия занимала 16-е место, сейчас она выросла до 2,48% (14–15-е места). Рост достигнут преимущественно за счет качественных работ, доля статей в изданиях с сомнительной репутацией невелика, отмечает директор Наукометрического центра НИУ ВШЭ Иван Стерлигов.
В опубликованном на днях Шанхайском международном рейтинге университетов 12 российских вузов, это рекордный показатель (в прошлом году было четыре).
Улучшились позиции России и в других международных рейтингах: The Times Higher Education (два вуза в 2015 г., 13 – в 2016 г.), а также Thomson Reuters и Quaquarelli Simonds. Программа «5-100», цель которой – добиться попадания пяти отечественных университетов в мировые топ-100, не была свернута, несмотря на некоторое противодействие лоббистских групп.
Точных данных о числе уехавших и вернувшихся ученых за последние годы нет, говорит Стерлигов, судя по публикациям в отдельных дисциплинах, их число примерно равно.
Надо понимать, что это во многом итог работы команды Дмитрия Ливанова, результаты деятельности нового министра могут оказаться совсем иными, полагает замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд. Россия по-прежнему существенно отстает по ключевым показателям от ведущих мировых держав, достижения ученых недостаточно подкрепляются материально. Доля расходов на науку в федеральном бюджете в 2012–2013 гг. увеличилась с 2,8 до 3,2%, но к 2016 г. снизилась до 2,7%. Кроме того, в результате реформы РАН выросла бумажная нагрузка на ученых и научные учреждения.