Страдательный залог

Бизнес-омбудсмен предлагает легализовать выкуп предпринимателей из-под стражи до суда

Суды крайне редко соглашаются освободить бизнесменов под залог. Главу АФК «Система» Владимира Евтушенкова оставили под домашним арестом даже после того, как его представители предложили внести залог в 300 млн руб. И суду, и следствию удобно держать бизнесмена в сизо: сиделец всегда готов к следственным действиям, а некомфортное окружение делает его менее строптивым.

Предпринимательское сообщество выходит на новый уровень диалога с государством – диалога заложника и похитителя. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил прописать в законе новый вид защиты бизнесменов от посадки в сизо на время следствия и суда: залог в размере инкриминируемого ущерба. Если перевести идею омбудсмена с юридического языка на бытовой, это выкуп, освобождение за деньги, а с учетом опасных для жизни и рассудка условий содержания в российских сизо – в каких-то случаях и покупка жизни. В менее драматических обстоятельствах это плата за сохранение бизнеса: если предприниматель сидит в сизо, его бизнес, как правило, катится под откос, а часто вовсе прекращает свое существование.

Сам факт появления новой инициативы бизнес-омбудсмена означает, что уже существующие способы защиты предпринимателя от содержания под стражей не работают или работают очень плохо. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс оговаривает, что в отношении предпринимателей, проходящих по самым массовым бизнес-статьям 159–159.3 (мошенничество в разных экономических видах) и 165 (ущерб путем обмана или злоупотребления доверием), арест на стадии следствия и рассмотрения дела в суде не предусмотрен, но на практике суды продолжают массово отправлять бизнесменов в сизо (в лучшем случае под домашний арест). На несоответствие практики правоприменения букве закона президенту регулярно жалуются и омбудсмены, и сами предприниматели.

Но если абстрагироваться от удобств и преимуществ, которых могут лишиться суды и следователи, крупный залог может быть достаточно эффективным механизмом. Доведение суммы залога до размера ущерба или кратного ущербу во многом решает проблему источника выплат потерпевшим в случае, если предприниматель все же будет признан виновным, но, будучи на свободе, успеет вывести активы. Это значит, что тема залога плодотворная и можно развивать ее дальше: например, создать что-то вроде кассы взаимопомощи для внесения залога, или ввести обязательный сбор для начинающих бизнесменов, или обязательство резервировать средства для таких целей. Шутки шутками, но «свобода лучше, чем несвобода».