Глобальная редактура
Соцсети все больше заботятся о качестве контентаОпубликованные The Guardian внутренние инструкции для модераторов крупнейшей глобальной соцсети Facebook заставляют в очередной раз задуматься о балансе между свободой информации и правилами поведения в соцсетях. А также о том, как соцсети эволюционируют в СМИ.
При чтении правил обращает на себя внимание их противоречивость. Сцены насилия и действий сексуального характера в принципе следует удалять, но сцены насильственной смерти, издевательств над детьми, видео абортов могут допускаться, если имеют общественно важное значение, могут повышать уровень осведомленности людей о разного рода социальных явлениях. Логику запретов развивает огромный объем контента (число пользователей Facebook превышает 2 млрд человек) – модераторы жалуются, что часто на принятие решения у них есть не более 10 секунд и алгоритмы этих решений оказываются небезупречными.
Правила и ограничения неизбежны, но саморегуляция интернет-гигантов предпочтительнее запретов, налагаемых госорганами отдельных стран, говорит руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Компании заинтересованы в защите данных пользователей, тогда как спецслужбы различных государств в стремлении обеспечить национальную безопасность часто склонны этими правами пренебрегать.
Дилемма между опасностью, которую представляет неограниченное оперирование информацией в интернете, и защитой свободы информации существует с момента появления глобальных сервисов. В 2009 г. модераторы YouTube приняли решение не блокировать видео убийства иранской девушки Неды Ага-Солтан во время протестов, хотя оно и нарушало правила сервиса.
В сентябре 2016 г. главный редактор норвежской Aftenposten Эспен Эгиль Хансен опубликовал открытое письмо Марку Цукербергу, в котором обвинил «самого влиятельного в мире редактора» в злоупотреблении своей властью. Причиной послужила блокировка модераторами соцсети публикации классической фотографии обожженной напалмом вьетнамской девочки. Это фото в 1972 г. привлекло внимание мира к войне во Вьетнаме и способствовало ее окончанию. Хансен писал: «Задача свободных и независимых медиа – писать и публиковать то, что, может быть, неприятно читать или видеть правящей элите или обычным гражданам, но ведь именно поэтому работа этих СМИ так важна». На следующий день после публикации письма сервис разблокировал публикацию.
Здесь важен вопрос о миссии – может ли быть некая журналистская миссия у таких глобальных сетей, как Facebook или YouTube? Пока можно заметить, что необходимость все большей модерации контента связана с бизнес-мотивами – реклама не хочет соседствовать с роликами экстремистского содержания. Facebook недавно объявил о борьбе с фейковыми новостями – это уже похоже на классический фактчекинг. О борьбе с ложной информацией говорил и Тим Кук.
Глобальные интернет-сервисы вынуждены заботиться о качестве контента – и это все более роднит их со «старыми» СМИ.