«Спартак» – логичный чемпион

В российском чемпионате чаще побеждают команды с частным владением

В завершившемся в воскресенье чемпионате России по футболу после 16-летнего перерыва победу праздновал московский «Спартак». И это была 16-я победа частного клуба в 25 первенствах России (проводятся с 1992 г.).

Второе и четвертое места заняли частные ЦСКА и «Краснодар», третьим стал «Зенит», фактически принадлежащий «Газпрому». Клубы российской премьер-лиги можно разделить на три неравные группы, полагает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. Четыре, в том числе махачкалинский «Анжи», имеют частных владельцев, «Зенит» и «Локомотив» в значительной степени содержатся естественными монополиями, остальные – социальные проекты регионов, зависящие от их бюджетов.

Клубы из разных групп работают по разным моделям. Частные владельцы, как правило, более скрупулезно рассчитывают эффективность своих вложений в клубы и выстраивают стратегию их развития ради получения дохода от футбола. Хотя это не исключает случаев массовых закупок звезд ради привлечения зрителей и быстрого результата – подобное случилось с «Анжи» в 2012 г. и быстро закончилось распродажей, долгами и сменой владельца. Московское «Динамо» побывало и в частном владении Алексея Федорычева, и во владении госбанка ВТБ, в итоге вернувшись к Всероссийскому обществу «Динамо» и вылетев в ФНЛ – впрочем, там сложно говорить и о полноценном частном владении, и о чисто футбольном бизнесе.

Частное владение не дает гарантий побед (см. случай «Спартака»). Тем не менее «Спартак» и ЦСКА за все годы выигрывали чемпионат России в сумме 16 раз, «естественные монополисты» «Зенит» и «Локомотив» – 6 раз, бюджетники «Алания» и «Рубин» – 3 раза.

Владикавказская «Алания» в 2014 г. была расформирована из-за отсутствия финансирования.

Естественные монополии достигали успехов, накачивая команды известными тренерами и футболистами по принципу «за ценой не постоим». Судьба провинциальных клубов зависела от доходов бюджета и амбиций региональных элит. В тучные годы (к 2014 г. совокупный бюджет клубов РФПЛ достиг $1,5 млрд) разница не была столь заметна. Руководство большинства клубов было уверено, что найдет деньги, чтобы решить текущие задачи, и не слишком заботилось об умножении собственно футбольных доходов (ТВ-трансляции, продажа билетов, атрибутики, трансферный рынок). За редким исключением недостаточно средств уделялось и развитию инфраструктуры клубов.

Кризис вместе с ужесточением финансовых правил UEFA, которые карали за несоответствие расходов и собственных доходов клубов, изменили ситуацию. Монополии вынуждены были сократить расходы. Совокупный бюджет снизился к сезону 2016/17 г. до $890 млн. Дефицит большинства региональных бюджетов вынудил провинциальные клубы быстро переходить на состав эконом-класса. На этом фоне частные клубы с выстроенной схемой развития и понятными цифрами расходов оказались в выигрышной позиции.

Победы клуба на поле не зависят от его стратегии и доходов напрямую, иначе футбол было бы неинтересно смотреть, говорит Навоша, но сбалансированная политика позволяет заложить фундамент будущих успехов.